Суббота, 04 мая 2024

Людмила Данилкина

Сетевой капкан

При нарушении правил торговли интернет-магазинами отстоять права покупателей бывает непросто

Об этом заявили специалисты Управления Роспотребнадзора по Новгородской области на пресс-конференции, приуроченной к всемирному Дню защиты прав потребителей, который традиционно отмечается в марте.

В этом году организаторы решили провести его под девизом: «Сделаем цифровые рынки справедливыми и честными». Как пояснил руководитель регионального управления Роспотребнадзора Анатолий РОСОЛОВСКИЙ, тема выбрана не случайно:

— В последние годы главным трендом роста потребительского рынка является цифровизация общества. Электронная коммерция развивается очень быстро. Законодательство же, диктующее правила такой торговли, не всегда успевает за изменениями. Кроме того: помимо нормативов и регламентов, необходимы и другие практические инструменты, регулирующие дистанционные продажи.

Эксперты в области защиты прав потребителей указывают на рост обращений по интернет-магазинам. Так, в 2017 году в территориальные подразделения областного Роспотребнадзора поступило 18 жалоб, в текущем — семь. С одной стороны, из общего количества заявлений на нарушения дистанционной торговли немного. Но при этом, как отметила Ольга БЫСТРОВА, начальник отдела защиты прав потребителей и контроля за соблюдением правил реализации товаров, работ, услуг регионального управления, отстоять права покупателей, заказывающих товары по компьютеру, довольно сложно. Потому что, как правило, торговые интернет-точки находятся за пределами нашей области, что затрудняет выяснение всех обстоятельств.

— В основном к нам поступают жалобы новгородцев на дистанционных продавцов из Москвы, Санкт-Петербурга. Но есть уже дело и по местной фирме — ООО «Альянс-сервис», которая занимается техническим обслуживанием и ремонтом легковых машин, розничной и оптовой торговлей автомобильными деталями, узлами и принадлежностями, — пояснила Ольга Викторовна. — Беря заказы по интернету, компания настаивает на предоплате, а после начинает еще требовать денег с клиентов за якобы дополнительные неисправности. В итоге покупатели остаются и без предоплаты, и без деталей. Мы не обнаружили фирму ни по месту юридической, ни по месту фактической прописки. Всю имеющуюся у нас информацию передали в правоохранительные органы.

Интернет-магазины часто предлагают товар по цене значительно ниже стационарных точек. Это-то и подкупает клиентов. Однако, как говорят специалисты по защите прав потребителей, стоимость, которая существенно отличается от той, что на такие же модели выставлена в обычных торговых залах, должна насторожить. Не стоит рассматривать предложение и в том случае, если продавец просит предоплату. Кроме того, решив заказать товар по Сети, нужно удостовериться, что фирма существует в реальности, то есть зарегистрирована в налоговых органах, имеет не один лишь сайт, а официальную прописку, телефоны, по которым можно связаться с сотрудниками. Нелишним будет поискать в Интернете и отзывы о деятельности выбранного вами продавца. Или обратиться в Роспотребнадзор, где соберут достоверную информацию о фирме, проконсультируют, как обезопасить себя, делая приобретения дистанционно.

Фото из открытых источников Интернета