Пятница, 22 ноября 2024

Елена Кузьмина

Дело житейское

На первом этапе жильцы могут направить в УК претензию за ненадлежащее оказание услуг.

Фото: Фархада Юсупова

Как призвать к ответу нерадивую управляющую компанию

Управляющая компания не выполняет свою работу, но исправно присылает квитанции об оплате услуг? Типичная проблема для российского ЖКХ, с которой наверняка сталкивались жильцы многоквартирных домов.

Поэтому всегда полезно знать, как собственники жилья и те, кто живёт в неприватизированной квартире по договору соцнайма, могут защитить свои права. Об этом нам рассказали в комитете Государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области.

У жильцов дома есть несколько вариантов действий. В первую очередь согласно постановлению правительства РФ № 491 они могут обратиться в управляющую организацию за перерасчётом за те услуги, которые, по мнению недовольных, не были выполнены или выполнены некачественно.

В этом случае следует составить заявление в УК, изложив в нём претензии, и потребовать снижения размера оплаты и возврата средств за услуги ненадлежащего качества. Управляющая организация обязана рассмотреть обращение и составить акт о некачественном оказании услуг.

Собственники квартир должны обращаться за перерасчётом в управляющую организацию, а наниматели муниципального жилья — к наймодателю, то есть к тому, кому принадлежат квартиры. Это может быть администрация посёлка и муниципалитета. 

Другой путь — обратиться с жалобой на действия или бездействие УК в органы муниципального жилищного контроля. Это обычно комитет управления муниципальным имуществом или комитет ЖКХ. Ищите его в администрации своего муниципалитета.

Сотрудники такого подразделения занимаются в том числе и контролем качества работ, которые выполняют управляющие организации. Если в доме есть муниципальные квартиры, такие специалисты имеют право провести в нём проверку содержания общего имущества и выполнения договорных обязательств. Обратиться к ним может любой жилец дома — и наниматель, и собственник квартиры.

Специалисты муниципального жилищного контроля имеют право объявить предостережение сотруднику управляющей организации, который некачественно выполняет свои обязанности.

Важно помнить, что проверку качества работы УК подобные специалисты могут провести только в случае, если существует непосредственная угроза жизни и здоровью населения. Если риск действительно есть, они согласовывают проверку с прокуратурой и приступают к делу.

Но что делать, если жизни жильцов вроде бы ничего не угрожает, но работой УК они недовольны? Скажем, обещанный косметический ремонт так и не был выполнен. Погибнуть от этого вряд ли можно, но любоваться обшарпанными стенами тоже не хочется.

Областной комитет Государственного жилищного надзора вправе провести проверку работы управляющей организации в случае поступления жалоб от граждан, если действия УК уже привели к ущербу или могут привести к нему.

По итогам проверки, если претензии владельцев квартир подтвердятся, сотрудники комитета могут выдать управляющей организации предписание об устранении выявленных нарушений. Оно обязательно для исполнения. В противном случае УК ждёт административное наказание.

И, наконец, владельцы квартир могут отказаться от услуг управляющей организации на общем собрании собственников жилья. Его может созвать любой из них или сама УК. Кроме того, поводом для такой встречи может быть обращение 10% собственников о проведении собрания. Они вправе отправить его в УК, а её руководство в ответ обязано подготовить все необходимые материалы для процедуры и провести его.

Чтобы собрание считалось состоявшимся, необходим кворум — более 50% собственников квартир в доме. Эта доля, кстати, определяется не по числу владельцев, а по жилой и нежилой площади, которая им принадлежит в доме. На собрании решения принимают путём голосования. Если тот или иной вариант набрал более 50% голосов всех собственников в доме, он и считается принятым.

Теги: ЖКХ, квитанции, УК