Понедельник, 23 декабря 2024

Елена Кузьмина

Не звони мне, не звони

К заявлению о нежелательной рекламе в УФАС нужно приложить доказательства. К примеру, фотографию или скриншот SMS.

Фото: Ирины ДЕНИСЕНКО

Как перекрыть поток надоедливой спам-рекламы

Спам-рассылки стали наказанием пользователей XXI века. Не проходит дня, а то и часа, чтобы на телефон или электронную почту не поступили звонок, SMS или письмо от самых разных компаний. Порой мы не против рекламы, но чаще всего она раздражает. Куда жаловаться, как избавиться от надоедливых сообщений?

Реклама, которая приходит клиенту, если тот не давал на это согласия, является нарушением 18-й статьи Федерального закона о рекламе. Обращения о такой рекламе принимают Федеральная антимонопольная служба и её территориальные подразделения. В нашем регионе это Новгородское управление ФАС. Сюда можно направить заявление о нарушении законодательства о рекламе.

— Заявление пишут в произвольной форме и направляют либо обычной, либо электронной почтой. Его также можно принести в приёмную УФАС лично или направить через Единый портал госуслуг, — сообщил заместитель руководителя — начальник отдела контроля закупок и рекламы управления ФАС Илья КУРИКОВ.

В заявлении следует указать полное имя автора обращения и описать проблему: когда пришло сообщение или письмо, поступил звонок, что именно предлагал рекламодатель.

Заявление не рассмотрят, если к нему не будут приложены доказательства. Это могут быть: фотография, скриншот SMS и аудиозапись звонка. Это обязательно! Так что удалять сообщения или письма из электронной почты ни в коем случае нельзя. Если сохранился договор связи с сотовой компанией, его тоже нужно приложить к заявлению. Можно сфотографировать документ или сделать его ксерокопию. 

Помимо заявления о нарушении в УФАС потребуется составить и заявление о согласии на обработку персональных данных. В нём нужно указать паспортные данные. Это необходимо для того, чтобы сотрудники антимонопольной службы получили право сделать запрос сотовому оператору о договоре связи с абонентом.

В управлении ФАС заявление рассматривают в течение 30 календарных дней и либо возбуждают дело о нарушении Закона о рекламе, либо оформляют отказ в его возбуждении. Причиной отказа может стать недостаток доказательств. Вдобавок зачастую выясняется, что абонент давал согласие на получение рекламы, но забыл об этом или не обратил внимания на этот пункт в договоре связи.

Есть и ещё один путь избавления от назойливого спама на мобильный телефон. Как рассказал Илья Куриков, в июне 2022 года на сайте ФАС России запустили сервис, с помощью которого можно направить обращение к крупнейшим российским сотовым операторам — «Мегафон», МТС, «Теле2» и «Билайн».

— Сервис запустили по инициативе Федеральной антимонопольной службы, и он очень полезен, так как позволяет оперативно принять меры для предотвращения распространения нежелательной рекламы, — пояснил Илья Куриков.

В этом разделе можно подать жалобу на спам-рекламу. Сервис позволяет выбрать оператора связи, услугами которого пользуется абонент, а затем составить обращение с описанием проблемы. Такие обращения не являются заявлением в ФАС, их рассматривает только сотовая компания.

Оператор обрабатывает сообщение о рекламе в течение 72 часов и после этого блокирует номер, с которого приходят SMS или поступают звонки.

— Думаю, что именно благодаря появлению этого сервиса число обращений к нам по поводу незаконной рекламы значительно сократилось, — полагает Илья Куриков. — Если в 2020-м и 2021 годах это были десятки заявлений, то в 2022-м — четыре и одно установленное нарушение.

Если вина сотового оператора, банка, навязывающего кредиты, любой другой компании, предпринимателя или частного лица, присылающих рекламу без согласия человека, будет доказана, их ждёт штраф. Для физического лица — до 2,5 тысячи рублей, для предпринимателя — до 20 тысяч, для юридического лица — до 500 тысяч рублей.

Теги: реклама, спам, рассылка