Пятница, 22 ноября 2024

Елена Кузьмина

Два дня на подумать

Принятый закон обяжет банки тщательно проверять и приостанавливать подозрительные переводы денег.

Фото: Валентины СПИРИДОНОВОЙ

Банки получили возможность приостанавливать подозрительные переводы средств

В июле Государственная Дума РФ приняла закон о дополнительной защите граждан от финансовых мошенников. Он обяжет операторов по переводу денежных средств — банки и платёжные системы — проверять подозрительные транзакции и приостанавливать явно мошеннические операции между счетами физических лиц, даже если имеется согласие клиента.

— Речь идёт о случаях, когда мошенники с помощью обмана получают у своей жертвы согласие на перевод, — сообщал ранее спикер Госдумы Вячеслав ВОЛОДИН. — Особенно уязвимы люди старшего возраста. Доходит до того, что обманутые граждане отдают преступникам последнее: продают имущество, берут кредиты.

В Новгородском отделении Северо-Западного главного управления Банка России разъяснили, как именно банки смогут определять подозрительные операции.

Центробанк ведёт базу данных «О случаях и попытках осуществления перевода денежных средств без согласия клиента». Она содержит большое количество параметров — уникальных идентификаторов, в том числе данные о совершённых операциях, плательщиках и получателях денег.

Базу данных формируют из нескольких источников — банков и операторов платёжных систем. Именно они по закону обязаны противодействовать денежным переводам, которые совершаются без согласия клиента. Данные о получателе денег по операциям без добровольного согласия клиента, то есть банковском счёте, который связан с мошенниками, попадают в базу данных Банка России, а оттуда объединённые сведения, которые обновляют ежедневно, направляют во все банки.

— Если счёт получателя денежного перевода обнаружится в этой базе, это станет основанием для приостановки операции, — пояснил управляющий Новгородским отделением СЗГУ Банка России Михаил СТАРИЧКОВ. — В законе прописан двухдневный период охлаждения, в течение которого банк не будет подтверждать перевод на этот счёт, несмотря даже на согласие клиента. При этом банк уведомит клиента, что его перевод приостановлен, укажет причину и срок приостановления. За время периода охлаждения человек сможет одуматься и не совершать перевод денег злоумышленникам.

С октября 2023 года начнётся информационный обмен между Банком России и МВД. Полиция подключится к автоматизированной системе ЦБ, в которой содержатся сведения обо всех мошеннических операциях. МВД в свою очередь будет передавать в базу данные о совершённых противоправных действиях, которые банки учтут в своих системах для предотвращения мошеннических переводов.

Согласно новому закону банк обязан возместить клиенту все похищенные деньги в том случае, если финансовое учреждение допустило перевод денег на мошеннический счёт, указанный в специальной базе Банка России. Он должен сделать это в течение 30 календарных дней после получения заявления от пострадавшего. По трансграничным переводам — в течение 60 дней.

В остальных случаях, когда человек самостоятельно перевёл деньги мошенникам, счета которых не содержались в упомянутой базе, банк не обязан возвращать похищенные средства. В этом случае пострадавшему нужно обращаться с заявлением о хищении в полицию.

— Если человек стал жертвой злоумышленников и перевёл деньги на счёт, указанный в базе данных Банка России, а банк в свою очередь провёл эту операцию, пострадавшему необходимо как можно скорее написать заявление в банк о несогласии с операцией, — подчеркнул Михаил Старичков. — Напомню, закон вступит в силу через год после официального опубликования, то есть в июле 2024 года. За это время все стороны информационного обмена усовершенствуют свои автоматизированные системы и бизнес-процессы.

К слову, жертвы киберпреступников и сейчас могут обратиться в банк с заявлением о несогласии с операцией. В настоящее время по закону банк обязан вернуть украденные мошенниками средства, если соблюдены два условия:

• если клиент сам не раскрыл злоумышленникам конфиденциальные данные карты: срок действия, трёхзначный код на обороте, PIN-код, коды от банка из SMS и push-уведомлений — и не переводил им деньги самостоятельно;

• клиент должен уведомить о случившемся свой банк и подать заявление о несогласии с операцией в течение суток.