Четверг, 21 ноября 2024

Елена Кузьмина

Только за хлебом?

Не ленитесь заглядывать на нижние полки. Возможно, там товар хорошего качества, но дешевле.

Фото: Валентины СПИРИДОНОВОЙ

Как сократить расходы без ущерба для качества жизни

Несколько полезных советов читателям о том, как уменьшить свои расходы и при этом не превратиться в скупердяя, предложили на портале Банка России «Финансовая культура».

Специалисты отмечают, что разумное потребление — одна из главных современных тем. В 2017 году Нобелевскую премию по экономике получил американец Ричард Талер за исследования в области поведенческой экономики. Она помогает людям научиться тратить деньги осознаннее и разумнее.

Центробанки многих стран начали защищать людей от маркетинговых уловок финансовых организаций и лишних трат. Банк России, например, инициирует законы, которые помогут людям тщательнее контролировать расходы. В ближайшее время банки должны будут при каждой операции по кредитной карте сообщать клиенту и оставшийся лимит, и общую сумму долга, чтобы люди следили не только за тем, сколько могут потратить, но и за тем, сколько должны банку.

Главное, чтобы экономия была разумной и не превратилась в нездоровую скупость. На чём же экономить не в ущерб качеству жизни?

Первый враг разумного потребления — импульсивные покупки. Если контролировать себя, то можно защититься от таких расходов. Для этого используйте опцию «отложить»: выбрав в магазине вещь, надо осмотреть её (примерить) и отправиться домой или на работу на несколько часов или на день. Через какое‑то время станет понятно, нужна вам такая покупка или нет.

Составляйте списки. Это помогает покупать столько, сколько нужно, и, например, не выкидывать потом испортившиеся продукты.

Также экономить можно каждый день по мелочам — не покупать в магазинах пластиковые пакеты, а пользоваться тряпичной сумкой. Или брать воду с собой в однажды купленной бутылке и не тратить на это по 30–60 рублей в день. Это 900–1800 рублей в месяц и более 10 тысяч рублей в год. Согласитесь, такую сумму можно потратить на нечто более солидное.

С помощью различных хитростей маркетологи и мерчандайзеры буквально заставляют посетителей магазинов и сайтов покупать больше продуктов. Важно помнить об этом!

Внимательно читайте ценники. Красные ярлыки возле цен заставляют покупателей думать, что это скидки, хотя это не всегда так. Иногда на ценниках крупными цифрами пишут цену с оптовой скидкой, без учёта НДС, а мелкими — реальную розничную стоимость.

Заглядывайте на нижние и верхние полки. Товар, продажа которого наиболее выгодна для супермаркета, располагается в «золотой зоне» — примерно на уровне груди взрослого человека, на высоте около 1,5 метра. Здесь товар лучше всего виден и его удобно брать. Скорее всего, на других полках можно найти товар не худшего качества, но по более низкой цене.

Кладите в корзину только то, что нужно. Отделы с молоком, хлебом и мясом в крупных магазинах находятся в разных концах помещения, чтобы покупатели перемещались по залу и попутно брали то, что даже не планировали покупать.

Трезво оценивайте маркетинговые акции. Бонусы за покупки, которые затем можно с доплатой обменять на товар, или «каждая восьмая покупка в подарок» — это лишь способ заставить покупателя в погоне за подарками покупать больше, чем нужно.

Ещё одна тема — транспортные расходы. Нужно как минимум добираться до работы и обратно, но собственное авто — не всегда самый экономный вариант. Если машина нужна не каждый день, вероятно, такси окажется более выигрышным вариантом. Бензин, обслуживание, налоги, страховка, парковка и мойка машины могут обойтись в немалую сумму. 

Другой повод для расходов — кредиты. Уровень кредитной нагрузки на человека не должен превышать 30% ежемесячного дохода. Иначе есть риск не справиться с выплатами и попасть в долговую яму.

Теги: расходы, доходы, финансовая грамотность, Банк России