Понедельник, 25 ноября 2024

Людмила Данилкина

Городская легенда,

или Как многостаночник Виктор ТИХОМИРОВ зарабатывает на хлеб с маслом

В Великий Новгород один из участников знаменитых питерских «Митьков» Виктор Иванович Тихомиров со товарищи приехал на пленэр. К слову, результат творчества живописцы представили на этой неделе на выставке в Государственном музее художественной культуры Новгородской земли. Провёл Тихомиров и творческую встречу. А рассказать ему — художнику, писателю, сценаристу, режиссёру — есть о чем...

— В Новгороде я не в первый раз: писал его неоднократно, копался в литературе в вашей областной библиотеке в поисках нужной информации. А вот творческая встреча — первая. Понятно, я не мог не принять предложение: мне только дай покрасоваться перед публикой да еще и с микрофоном в руке, — хитро улыбаясь, без предисловий начал Виктор Иванович. — Организаторы сразу предупредили: мол, должен рассказывать, какой ты молодец — и картины пишешь, и книги, и сценарии, по которым потом сам фильмы делаешь, да в них еще и снимаешься. В общем, задача — ясна. Начинаю себя хвалить...

Про «Митьков»

— Меня иногда причисляют к организаторам группы художников, которую мы нарекли «Митьки», — по имени одного из нашей компании — Дмитрия Шагина. Но в создателях я не ходил, был хоть и активным, но обычным членом общества, которое, как известно, довольно быстро в 80-е годы переросло в массовое движение, объединив не только художников, но и музыкантов, поэтов, писателей, а также многочисленных «сочувствующих». В живописи мы придерживались определенных канонов: гармония цвета, смысловое содержание и никакой слащавости.

Настоящие «Митьки» распались лет десять назад — каждый из нас пошел своей дорогой. Те ребята, что сейчас себя называют «Митьками», — приблудные какие-то. Нет, они не самозванцы, они вокруг Шагина собрались. И что-то даже делают, но так как об этом ничего не слышно, то можно предположить, что ничего стоящего.

Вообще, о нашей группе городского фольклора и легенд я снял пять фильмов серии «Митьки. Полёт Икара». Иногда случай помогал в киноработе. Как известно, мы носили тельняшки. У нас была выставка в музее флота, после которой командование ВМФ выделило нам корабль с экипажем в 300 человек для съемок отдельных сцен ленты «Ура флоту!». Запечатлели массовое подбрасывание бескозырок: вся команда судна выстроилась в Питере на набережной Крузенштерна и по моей команде подбрасывала вверх бескозырки. Думаю, впервые в истории человечества экипаж военного корабля исполнял команду художников! Мы же снимали, как эти бескозырки плывут по воздуху. Из этих фотографий позже был сделан длиннющий баннер, метров 300, который семь лет висел в Москве на Гоголевском бульваре.

О выразительном чтении и письме

— Есть явления, события, которые живописцу не передать привычными для него художественными средствами. Я в таких случаях записываю впечатления на бумаге. И вообще, любой, наверное, рисующий человек сталкивается с проблемой сюжета. Чтобы картина несла в себе содержание, его нужно для начала себе самому сформулировать устно, а лучше — письменно. Чтобы на холсте что-то выразить, должно развивать качество личности. В этом и помогает литература. Я много пишу. Иногда насочиняешь и гордишься собой. А возьмешь в руки томик Антона Чехова, Николая Гоголя, Андрея Платонова и понимаешь, что тебе есть еще к чему стремиться: начинаешь перечитывать свое творение и столько ненужной «жвачки» обнаруживаешь в текстах.

Всегда говорил и говорю: читайте классиков. Что же касается писателя Тихомирова, то я притулился сбоку хорошей русской литературы. И если кто-то обратит на меня внимание, буду благодарен.

Чёрно-белый метр

Из своих художественных произведений отмечу авантюрную историю «Золото на ветру». А также «Чапаев-Чапаев», «Евгений Телегин и другие». По Чапаеву я сделал фильм, отмеченный на многих кинофестивалях. Часто спрашивают, почему именно про Василия Ивановича написал и снял? Ну так мое поколение выросло на картине 1934 года братьев Георгия и Сергея Васильевых. Правда о жизни легендарного советского начдива интересует разве что историков, обычных людей привлекает ореол героя. В общем, я развил эту тему по-своему.

Иллюстрация к книге «Чапаев-Чапаев»

«Онегин, добрый мой приятель...» — это из Пушкина. Я решил, что живу значительно дольше Александра Сергеевича и, следовательно, страдаю тоже больше, а значит, имею право на свою поэму, правда, в прозе. За основу взял пушкинской сюжет, но действие перенес в любимые мною 80-е, в рок-тусовку. Есть в планах — снять по книге игровой фильм. Хочу показать очень молодых ребят, которые будут рассуждать на серьезные темы, будут умничать. Но в этом-то и притягательность. Подал заявку на экранизацию своего «Евгения Телегина». Надеюсь на успех предприятия.

Телевизор редко включаю. Ужасаюсь отечественным сериалам — их безликости и бездумности. Но понять создателей все же можно — у них заказ на обнуление мозгов людей. Когда все же включаю «ящик», то, щелкая каналы, торможу только, если вижу черно-белый формат фильма. Люблю ленты 60-х годов: Тарковского, Сокурова, Германа. И другим советую их смотреть.

Об ответственности

— Что меня вдохновляет? Произведения искусства — не мои, конечно. Природа. Спорт — раньше каждый день по 10 километров бегал, сейчас часа по два в зале провожу. А еще — общение с женщинами. Только не подумайте чего плохого: с мужиками особо не поболтаешь, они вечно заняты, другое дело — дамы...

Творить — это естественная потребность. Главное — отсеивать лишнее в том, что нарисовал, написал, наснимал. Все, что делаю, я делаю для себя, ну и еще для человек двадцати ближайшего окружения, мнение которых для меня важно. Но ведь и у них тоже есть свой круг общения, куда мои работы попадают. Так и идет молва.

Человек творческий должен нести ответственность за свое художество. Пока работаешь в стол или для того, чтобы только друзьям показать, можно что угодно изображать, писать и говорить, но как только твои произведения пошли в тираж, даже самый минимальный, — всё, будь любезен отвечать за то, что явил миру. Я использую критерий: взял бы ту или иную картину, книгу на необитаемый остров? «Черный квадрат» Малевича — вряд ли, а вот «Утро в сосновом лесу» Шишкина — пожалуй, да.

Про иллюстрации

— Давно занимаюсь журнальной и книжной графикой — свои художественные тексты иллюстрирую. Но иногда поступают и сторонние заказы. Так, по заявке Русского музея делал иллюстрации к рассказам и повестям Сергея Довлатова. А еще к роману-анекдоту «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» 80 сюжетов набросал. Издатели обещали, что все иллюстрации в большом размере и в хорошем качестве напечатают. Обманули — обрезали рисунки. Но альбом выпустили — он продается за 8 тысяч рублей! За такие деньги я точно не куплю.

Больше 12 лет сотрудничаю с газетой «Деловой Петербург». Каждую неделю в пятничный номер даю иллюстрацию на самую актуальную, нелепую, скандальную новость, по мнению редакции. Вот и сейчас, несмотря на то, что в Новгороде на пленэре нахожусь, поступил заказ подать читателям, с юмором, конечно, идею питерских властей вести рейтинг — нет, не ресторанов, а городских отделений полиции...

Я за долгие годы сотни иллюстраций создал. И уже два альбома с ними выпустил, назвав «Рисунки на розовой бумаге».

О занятости и деньгах

— Что касается моих картин, то они постоянно экспонируются. Как-то задался целью — собрать наконец работы все вместе. Не получилось. Даже шестиметровые махины и те регулярно уезжают на выставки.
Я — многостаночник: занимаюсь живописью и иллюстрацией, пишу книги, сценарии, снимаю документальное и художественное кино, иногда в качестве актера выступаю, преподаю и журналистикой подрабатываю. Может, что еще забыл, ну да ладно. Кто-то, может, упрекнет, мол, кидает его в разные стороны. А не вижу в этом ничего плохого — по крайней мере, такой широкий профиль дает мне возможность плодотворно жить и очень прилично зарабатывать. Чего и вам желаю.