Понедельник, 23 декабря 2024

Людмила Данилкина

На игре

Количество профессиональных киберспортсменов в нашей области растёт

Новгородское областное отделение Федерации компьютерного спорта (ФКС) России получило статус аккредитованной региональной спортивной федерации сроком на четыре года.

О пользе и вреде киберспорта, о соревнованиях и фестивалях, в которых принимают участие новгородцы, о компьютерных играх как олимпийском виде наш разговор с председателем регионального отделения ФКС России Андреем ИВАНЕНКОВЫМ.

— Андрей, сейчас о вреде интернет-игр столько говорится и пишется. И тем не менее компьютерный спорт является одним из самых успешно развивающихся видов состязаний во всем мире. В чем причина?
— В его зрелищности и массовости. Сегодня есть возможность купить билеты на кибертурниры так же, как, скажем, и на футбол: собираются арены зрителей, соревнования транслируются на огромные экраны и сопровождаются рассказами профессиональных комментаторов. Компьютерный спорт позволяет тренироваться и играть, не выходя из дома, при этом в команду можно пригласить людей из разных частей света.

Что касается того, насколько полезен или бесполезен для человека киберспорт, могу сказать одно: положительный эффект уже доказан учёными. Конечно, речь идет не о всех играх подряд, а только о тех, в которых для достижения желаемого результата нужно применять свои навыки, стратегию, реакцию и умение оперативно принимать решения в неординарных ситуациях. В киберспорте нужна меткость, пускай и виртуальная. Развивается реакция. Формируется умение заранее просчитывать свои действия, анализировать, повышаются интуиция и координация, способность к высокой концентрации.

Профессиональные компьютерные игроки, так же, как и спортсмены любого другого вида, тренируются ежедневно. Другой вопрос, что кибертренировки должны перемежаться с обычными — подвижными или силовыми. В настоящее время в Российской Федерации идет разговор о том, что право профессионально заниматься компьютерным спортом стоит предоставлять только тем игрокам, что сдали нормы ГТО.

Пожалуй, киберсоревнования в какой-то мере можно сравнить с гонками «Формулы-1» — это спорт высоких технологий, где, как и в автоспорте, соревнуются не только люди, но и технологии различных производителей.

Перед областным отделением ФКС стоит задача омолодить команду киберспортсменов

— Насколько знаю, обсуждается тема включения киберспорта в перечень видов летних Олимпийских игр...
— Да, об этом публично заявлял Томас Бах, президент Международного олимпийского комитета. Но в случае с данным состязательным видом есть трудности — авторские права на игры, принадлежащие корпорациям. Захотят ли они включиться в олимпийское движение на условиях МОК, ведь некоторые из этих компаний проводят свои крупные соревнования с очень солидным призовым фондом...

— Если говорить про компьютерный спорт в мировом масштабе, то...
— Развитие идет в двух направлениях. Есть коммерческие турниры, например, The International, который проводится с 2011 года. Параллельно с этим есть и официальный Чемпионат мира, который ежегодно проводит Международная федерация киберспорта, членом которой является и Россия. И сейчас наша сборная готовится к соревнованиям на Тайване, которые состоятся в ноябре.

— В нашей стране киберспорт прошел долгий путь до его официального признания. Как вы оцениваете текущую ситуацию?
— На самом деле Россия первой в мире признала киберспорт официальным видом спорта еще в 2001 году. Однако пять лет спустя его исключили из всероссийского реестра видов спорта. Вновь в нем наш вид появился в 2016-м. А в прошлом году Министерство спорта России официально признало четыре дисциплины: боевая арена, к которой, например, относится Mortal Kombat; соревновательные головоломки — скажем, карточный Hearthstone; стратегия в реальном времени — здесь самыми популярными являются DOTA и Лига легенд; технический симулятор — в нашей стране наиболее востребованы версии киберфутбола FIFA и Контр Страйк.

Министр спорта России Павел Колобков в рамках прошедшего в мае Петербургского международного экономического форума отметил работу Федерации компьютерного спорта в плане темпов развития. Сейчас во многих субъектах РФ добиваются для своих отделений киберспорта статуса аккредитованной региональной спортивной федерации.

— Новгородское отделение ФКС России было создано еще в 2000 году. Сегодня в его копилке — мероприятия, среди которых квалификации к Кубку России по компьютерному спорту, а также городские турниры. Самым известным является ежегодный киберфестиваль Big Champ на кубок «Ростелекома». С чего все начиналось?
— Я сам не считаю себя спортсменом. Моим увлечением являются в первую очередь видеоигры. Интерес к киберспорту появился, как и у многих других новгородских ребят, в студенческие годы во время посещения компьютерных клубов. Они потом стали закрываться, но желание посоревноваться у их завсегдатаев осталось. И уже работая в телекоммуникационной компании, я предложил провести городские соревнования по разным дисциплинам для большего привлечения молодежи. В 2007 году прошли двухдневные состязания. И с тех пор мы регулярно организуем спортивные мероприятия, которые в последние годы переросли уже в фестивали. Так, в 2017 году в программе были заявлены семь дисциплин (DOTA 2, FIFA 16, Mortal Kombat X, Hearthstone, World of tanks, CS: GO, Magic: The Gathering. — прим. авт.), кроме того, интерактивные площадки, игровая зона с приставками, бесплатный Wi-Fi, территория квестов, настольных и интеллектуальных игр, лазертаг, роботы, радиоуправляемые машины, территория крафта, аэрософт.

Эту работу мы будем продолжать и дальше. Но теперь, думаю, дело пойдет еще лучше — после того, как этим летом областное отделение ФКС России получило на четыре года статус аккредитованной региональной спортивной федерации.

— А что это дает областному отделению?
— Возможность организовывать и проводить чемпионаты, первенства и кубки России по компьютерному спорту. Отбирать и представлять спортсменов, тренеров и судей на присвоение званий и квалификаций. Осуществлять формирование, подготовку сборной команды Новгородской области для участия в киберсоревнованиях. Формировать календарный план физкультурных и спортивных мероприятий.

В планах на 2019 год — провести, для пополнения рядов спортсменов, соревнования на базе одного из учебных заведений Великого Новгорода.

— Согласно официальной информации, сейчас в нашем регионе активно компьютерным спортом занимаются порядка 100 человек. Но к 2022 году областное отделение ФКС России планирует увеличить свои ряды до 1000 человек. Выполнимая задача?
— Вполне. За основу расчетов мы брали статистику сравнимых с нашим по территории и населению регионов Северо-Запада. Пока работа в направлении компьютерного спорта больше шла в Великом Новгороде. Теперь возьмем в оборот Боровичи и Старую Руссу.

Вообще, в плане развития и продвижения киберспорта интересен опыт Пскова, где при участии инвесторов два года назад был открыт универсальный учебный центр с разными зонами, в том числе и компьютерной, оснащенной всем необходимым как для видеоигр, так и для киберсостязаний. И турниры малого формата там проводятся регулярно, и количество участников раз от раза увеличивается.

— А каковы результаты новгородских спортсменов на российских соревнованиях?
— Самые важные состязания в нашей стране — это Всероссийская киберспортивная студенческая лига и Кубок России.

Что касается студенческой лиги, то она дает возможность соревноваться между собой как вузам, так и факультетам. Кубок России проходит с отборочными турами по округам, которые проводятся как в режиме онлайн, так и при непосредственном присутствии игроков в зале. В этом году соревнования пройдут по четырём видам программы: Dota 2, Hearthstone, StarCraft II и Clash Royale. И вот в этом состязании у новгородцев есть успехи: по спортивному симулятору ФИФА наши игроки входят в ТОП-16!

Так что, как видите, есть и неплохие результаты. Ну и, конечно, планы по дальнейшему продвижению в Новгородской области киберспорта.

Дмитрий СМИТ, президент Федерации компьютерного спорта России:

— Дан анонс Кубку России, который будет открытым, и в нём смогут принять участие и иностранные граждане — из стран СНГ и Европы. В этом смысле компьютерный спорт практически не признаёт границ. Если мы говорим про другие соревнования, то будем запускать, совместно с Российским футбольным союзом (РФС), чемпионат России по интерактивному футболу. Планируем этой осенью открыть школьную лигу по интеллектуальным видам и компьютерному спорту. Соревнования будут проводиться совместно с Российской шахматной федерацией.