Четверг, 19 декабря 2024

Мария Клапатнюк

С киношным размахом

Юрий ТЕПЛЯКОВ

Важнейшее из искусств сулит Новгородской области перспективы, но нуждается в поддержке

В октябре в Киномузее Великого Новгорода прошёл закрытый показ первых серий исторического сериала «Полководцы». Проект, задуманный командой новгородцев, знакомит со Средневековьем через рассказ о незаслуженно забытых полководцах XIII–XVI веков.

Создатели сериала, используя графику, реконструкцию и постановку, показывают переломные моменты истории, когда менялись психология людей, стратегия и тактика войн. Проводники в прошлое — молодые люди, путешествующие по городам России. Они — дилетанты, что дает им право задавать дерзкие вопросы археологам, краеведам, реконструкторам.

Кроме оригинальной формы подачи истории, проект привлекает внимание ещё одним обстоятельством: вся работа выполнена съёмочной группой при нулевом бюджете. О том, как это возможно, контенте федеральных телеканалов и будущем Новгородчины в море киноиндустрии рассказывает основатель кинокомпании «Art Media Production», продюсер «Полководцев», режиссёр Юрий ТЕПЛЯКОВ.

— Юрий, как родилась идея сериала?

— До этого к истории я имел косвенное отношение, пробовать себя в документалистике не пытался. Но работы режиссёра Аллы Осиповой и оператора Вячеслава Жукова мне нравились. В 2009 году Александр Невский был избран Именем России, это показалось знаком: я — новгородец, персонаж — наш, имя его — отзывается. Я уже осуществлял продюсерскую активность, потому подумал: здорово бы снять фильм. Большой, настоящий фильм. Как это делают BBC или Discovery: и шоу, и достоверная история, и информация к размышлению. Не помню, как о моей идее услышал Андрей Кончаловский, позвонил и сказал, что хочет быть художественным руководителем фильма, разрешил использовать своё имя для поиска инвесторов. Я заложил сильный состав съёмочной группы. Была разработана трёхсторонняя система финансирования фильма с участием федерального телеканала, министерства и частного источника. Все поддержали морально, но денег никто не дал. Проект оказался под угрозой. Но неожиданно на связь вышел знакомый продюсер Юсуп Бахшиев, сказал, что есть потенциальный заказ от телеканала «Звезда» на документальный сериал о полководцах до XVI века. Проекту требовалась принципиально иная концепция, для которой необходимы новые режиссёр и разработка. Я познакомился с новгородским режиссёром Валерием Хомяковым — ему тема показалась интересной, он включился в работу. Мы встретились с несколькими историками, Валерий погрузился в материал, разработал сценарную концепцию и список из десятка полководцев. Он же настоял, что брать нужно малоизвестных. Телеканал подтвердил, что идея прекрасная, концепция написана хорошо. Но написать — одно, а как получится снять — неизвестно. Денег на производство пилота не дали…

— Но две серии о Ярославе Всеволодовиче, отце Александра Невского, вышли. На очереди — третья. Как это получилось?

Сериал «Полководцы» рассказывает о воинах и битвах Средневековья. Фото vk.com/art_media_production

— Я уже имел опыт производства безбюджетных проектов. Звучит революционно, но непосредственно для кинопроизводства нужны не деньги, а ресурсы. Получать ресурсы за деньги — просто. Делать это своими умениями и навыками сложнее, но мы занимались именно этим. Что до отказа в финансировании, сейчас я понимаю, что у любого федерального канала нет проблем с контентом. Идеи есть, есть финансирование. Но для выстроенной системы важно, чтобы деньги получали дружественные структуры. Новичкам и чужакам, как мы, из общепринятых источников просто так финансирование не получить. Даже на дебюты деньги выдаются под известного «своего» человека в проекте. Получив отказ, мы с Валерием решили, что, чем сидеть без дела, лучше попробовать что-то создать, пусть и без финансирования. Торжественно пообещали друг другу не бросать начатое и взялись за работу. Он — режиссёр и автор идеи, я — продюсер. Всё, что касается организации и управления съемками, мы делали правильно и профессионально, как положено в большом кино. Даже без финансирования. Хотя с ним было бы быстрее и легче, а главное — качественнее.

— Сказано — сделано, как в сказке. Но как обеспечить ресурсы?

— В Новгороде, как ни странно, мы уже сейчас можем производить достойный контент — документальные ленты, ситкомы, мелодрамы, истории типа «Питер FM» и даже нашумевшей «Аритмии».

— Звучит очень самонадеянно…

— Но мы же сняли первый полнометражный полностью новгородский фильм, я говорю о «Зелёной лампе». Технические ресурсы не проблема — в 180 километрах Санкт-Петербург. Имея финансирование, можно обеспечить любое оборудование. В городе — масса простаивающих помещений, где можно организовать полноценные павильоны. Главное — люди. А они есть! Все департаменты в работе над «Зелёной лампой» сформировались из новгородцев, только оператор-постановщик — профессиональный кинооператор — приехала из Питера. Обидно, что новгородцы, с которыми мы работали над «Зелёной лампой» и «Полководцами», сейчас или пытаются творчески реализоваться в Новгороде, совмещая это с основной работой, чтобы выжить, или разбросаны по стране. А ведь могли бы остаться здесь и в качестве основного оплачиваемого, а главное — любимого, дела заниматься кинопроектами, работающими на развитие туризма и повышение имиджа региона.

— Горожане уезжают, федералы едут на фактуру. Возможна ли местная киноиндустрия в этих условиях?

— Регион недавно вошёл в программу по созданию льготных условий для кинопроизводства. Федералам это выгодно, но основополагающим критерием выбора места съёмки всегда будет инфраструктура. Которой у нас нет, но её можно и нужно создавать, обеспечивая работу творческим людям, прибыль инвесторам и развитие области. Сейчас продакшены едут к нам, но в основном для того, чтобы подснять что-то незначительное и частично получить возврат из бюджета. Основной материал снимается в павильонах и декорациях Москвы и Санкт-Петербурга. Насколько это перспективно для Новгородчины — вопрос… Мне обидно, когда наши талантливые актёры мелькают в массовке, это дополняется несколькими кадрами «Витославлиц» или Софии. Хочется, чтобы регион выбрал свой путь. Тогда и сторонние кинопроизводители смогут работать на наших мощностях, и мы поставим региональное кинопроизводство на поток. Смогла же Якутия продемонстрировать уникальный пример: их кино стало самоокупаемым в республике. А начиналось всё тоже с энтузиазма и идей.

— Много ли таких идейных на Новгородчине?

— Все, кому мы предлагали участвовать в «Полководцах», быстро соглашались, что это важно и нужно. Поскольку денег не было, проблемы приходилось решать при личной встрече с теми, кто может помочь. Несколько лет назад не были распространены коптеры. А нам нужны были сложные воздушные панорамы с одновременным присутствием в кадре людей и техники. Мы договаривались в Борках с пилотами, которые летают на дельтаплане, определяли маршрут, делали тестовые полеты и сняли необходимый материал. Прекрасные панорамы вошли в фильм. Или вот: в фильме много постановочных сцен с реконструкторами. Один из зимних походов снимался на картофельном поле в районе Юрьева. Чтобы забраться на поле с техникой и лошадьми, нужно было перескочить через снежный отвал. Я ездил по дороге и ловил бульдозер, просил расчистить дорогу. Один из экспертов фильма доктор исторических наук Анатолий Кирпичников — светило в своей сфере. К нему в Старую Ладогу мы поехали наудачу. Смотритель подсказала, что вроде он мелькал на раскопе. Мы половину дня убеждали профессора, что с нами нужно поговорить. И убедили, хотя он — крайне занятой человек, и я понимаю цену его времени. Историй таких — масса. Съёмки длились больше трех лет, и ещё пять лет поста. И ведь всё сложилось.

— Вернёмся на землю. Кому и как может быть выгодно кинопроизводство в Великом Новгороде?

— Кино — не самая стабильная и безопасная отрасль в плане инвестирования, но оно всегда интересно потребителю. Главный критерий эффективности кинобизнеса — снижение цены производства при сохранении качества и художественности контента. Для этого нет необходимости вкладывать много денег в строительство инфраструктуры и производственных мощностей. Необходимо на правах партнера или инвестора обеспечить необходимое минимальное финансирование продюсеру, умеющему организовать работу наиболее эффективно. Нужно недорого делать конкурентоспособный контент по принципу проектного финансирования. В нашем кинопрокате средние фильмы в любом случае собирают десятки и сотни миллионов рублей, но, как правило, их стоимость превышает рентабельность из-за неэффективной работы продюсеров. Только снижением издержек можно выходить в прибыль. Что до пользы… Мы только в «Зелёной лампе» снимали в двадцати местах города, после выхода фильма составим карту туристического маршрута по местам съёмок. Передадим реквизит и рабочие материалы в Киномузей. А таких фильмов и маршрутов может быть множество. Образ города в самих фильмах привлечёт туристов. Престиж кинофестиваля «Вече» вырастет в городе, ставшем по‑настоящему кинематографическим.

— Каковы перспективы «Полководцев»?

— Мы могли бы стать топовой продукцией для Первого канала. На канале «Пятница» отлично бы просвещали молодёжь. Но для них нет проблем в производстве. Поэтому так мы вряд ли получим заказ. Другой вариант, который нам предлагали: мы берём ваш контент, но не платим. Тогда, чтобы продолжать съёмки, нам нужен меценат, занимающий социально ответственную позицию, готовый помочь. Если мы не сможем пробиться на федеральные каналы, начальные серии появятся на Ютубе в открытом доступе, масштабный проект «Полководцы» не состоится, как и кино в Великом Новгороде. Но сейчас об этом думать не хочется.