Российское телеграфное агентство (РОСТА) в 1918 году информировало: «НОВГОРОД, 21 сентября. Чрезвычайным полевым штабом в Валдае расстрелян известный черносотенный публицист Меньшиков. При нём найдено письмо князю Львову. Раскрыт монархический заговор, во главе которого стоял Меньшиков. Издавалась подпольная черносотенная газета, призывающая к свержению Советской власти».
Никакого заговора Михаил Меньшиков, ведущий публицист «Нового времени», не организовывал и антисоветчины не печатал. Захотел бы — не смог. В Валдае у него была дача, купленная в 1914 году, прежде принадлежавшая известному политическому и государственному деятелю Александру Мосолову. За двадцать лет до этого Меньшиков писал Чехову, что мечтает о тихом уголке в провинциальной России. После Февральской революции был вынужден перебраться в «тихий уголок» на постоянное жительство («Новое время» закрыло Временное правительство — здорово звучит!), работал скромным конторщиком. Надо было кормить семью, детей, просто выживать. Имя, популярность — всё было в прошлом. Вот за это прошлое, за откровенную позицию (монархизм + национализм) и осудило его на смерть «светлое будущее». «Будьте покойны, вас не отпустят», — сказали задержанному. Он уточнил: «Это месть?». И получил утвердительный ответ.
В 1993 году Михаил Меньшиков был реабилитирован. В память о нём на Валдае проходят ежегодные чтения, конференции. Казалось бы, публицистика — это прежде всего злоба дня. Сколько минуло лет, сколько вихрей пронеслось над Отечеством со времени написания Меньшиковым последней из статей. Но многие его мысли вполне созвучны современности. Подчас пугающе созвучны. Например, на экономическую тему: Меньшиков сожалел о сырьевой зависимости России, а спустя столетие государство наше продолжает решать всё ту же «амбициозную» задачу.