Художник-постановщик фильмов «Адмиралъ» и «Бедный, бедный Павел» открыл в Новгороде выставку своих картин
В экспозицию «Мифологии», которая сейчас представлена в Центре современного искусства, заслуженный художник России Александр ЗАГОСКИН включил часть работ из своих многочисленных серий. Говорит, что пошёл по такому пути, чтобы дать возможность зрителям познакомиться со всем его творчеством за последние годы.
— Я пишу сериями — по 10–12 полотен большого формата в каждой. И если показать новгородской публике лишь две-три такие подборки, может сложиться не совсем правильное впечатление о том, чем я занимаюсь, — начинает беседу Александр Анатольевич.
— В прошлом вы много реалистичных зарисовок делали, для которых характерна детальная проработка. Критики связывали это с тем, что для вас как для художника кино важна узнаваемость фактуры. Те же работы, что мы видим сейчас в зале новгородского Центра современного искусства, в чистом виде абстрактные. Почему?
— Не совсем так. Я завершаю многие картины на границе перехода от реальности к абстракции. Если человеку недостает мастерства живописца, то правильно изобразить этот рубеж не получится. Замечу, что в последние годы чистой абстракции уже не делаю, ухожу больше в фигуративное — на холсте реальные очертания, которые то появляются, то пропадают во времени и пространстве.
— Странно слышать о бессознательном от человека, получившего советское академическое художественное образование, снявшего более 20 фильмов вполне реальной тематики...
— А я и не открещиваюсь от реалистической школы. Но при этом я художник XXI столетия и не могу продолжать писать только русские березки и цветочные натюрморты. Все работы, что вы видите, — реалистичные. Часть навеяна моими историческими фильмами. Необычное их восприятие, возможно, возникает еще из-за того, что пишу акрилом, точнее — наслаиваю его, создавая объемную фактуру, некую декоративность. Но при этом все сюжеты взяты из жизни.
— У вас не очень плотный график в кино, раз ударно трудитесь над полотнами в своей мастерской?
— Как раз наоборот — для живописи времени катастрофически мало. Сейчас как художник-постановщик работаю над новым фильмом «Серебряные коньки» студии «ТРИТЭ». Это романтическая история. Рождественский Петербург 1900 года. Накануне нового столетия судьба сводит тех, кому, казалось бы, не суждено было встретиться. Люди из совершенно разных миров: Матвей — сын фонарщика, его единственное богатство — доставшиеся по наследству посеребренные коньки, и Алиса — дочь крупного сановника, грезящая о науке...
С точки зрения съемок фильм — чертовски сложный, потому что почти всё происходит на льду каналов и рек Петербурга: люди катаются на коньках, устраивают ярмарки, праздники, обсуждают свои дела.
— Неужели в современном мегаполисе сегодня можно найти места, напоминающие город 1900 года?
— Невозможно. Такие локации нужно создавать, чем я со своей командой и занимаюсь. Когда прошедшей зимой киношный процесс только начался, мы попытались снимать на льду Крюкова канала, на Мойке и Фонтанке. Но с погодой не повезло. Как вышли из положения? Во Всеволожске на старом заводе сделали Мойку — 180 метров длиной и 25 шириной, и там на искусственном льду сняли все нужные отрывки. Для того чтобы показать имперский каток, каковой был в действительности, объездили все дворцы Санкт-Петербурга. В конечном итоге заморозили, в буквальном смысле, Михайловский замок — внутри залили каток.
Нам пришлось построить домик Матвея и дворец героини. Кроме того, в Кронштадте воспроизвели корабль XVIII столетия со всей соответствующей тому времени фактурой, внутренним убранством. По сюжету он стоит на приколе и в нем живут бандиты, одетые как денди, которые раскатывают по замерзшим каналам на коньках и грабят богатых купцов.
— Когда зрители смогут увидеть этот фильм?
— Предстоит еще много компьютерной обработки, поскольку полностью город начала XX века создать невозможно и нужно убирать из кадров современные элементы. Предполагается, что в широкий прокат «Серебряные коньки» выйдут в феврале следующего года.
— За картину «Бедный, бедный Павел» как художник-постановщик вы получили «Золотого орла», а за ленту «Адмиралъ» — премию «Тэфи». Сами вы как оцениваете эти и другие свои исторические фильмы?
— Один из критиков как-то сказал, что Загоскин может уже спокойно отойти от кинодел, поскольку снял нескольких одиозных исторических личностей.
В моей копилке три военные картины — в них была интересна драматургия, игра с фактурой, конструирование пространства. Что касается персон, то не удался, с моей точки зрения, фильм «Столыпин… Невыученные уроки». Это был сериал, а для таких лент характерным является погонная система съемок при недостаточном бюджете. Результат, хоть мы и старались, получился не очень.
И да, я доволен тем, как показал Павла I и Александра Васильевича Колчака. Причем «Адмиралъ» снимали в двух вариантах — полнометражный фильм и сериал. Была проделана большая подготовительная работа, ведь прежде чем снимать, художник-постановщик должен досконально изучить эпоху, сделать на основе своих исследований эскизы.
К сожалению, далеко не весь готовый материал вошел в окончательный вариант картины «Адмиралъ». Жаль, что вырезали историю о том, как Колчак предпринял беспрецедентную экспедицию по спасению барона Эдуарда Толля, который искал мифическую землю Санникова.
— Бывает, что отказываетесь от работы над фильмами?
— И довольно часто. Меня не прельщают сериалы. Подобные ленты, за редким исключением, к искусству кино отношения не имеют — снимаются только ради денег. Даже если у меня нет предложений, отказываюсь от таких вариантов — лучше я в своей мастерской картины буду писать, от чего творческое удовлетворение точно получу.
— Как художник-постановщик чувствуете киношную конкуренцию?
— Если есть шея, то хомут всегда найдется. Это я в хорошем смысле говорю. Я на годы вперед завален предложениями. Но конкуренция должна быть. Кино — дело молодых. Я сам много лет уже преподаю в Институте искусств Санкт-Петербургского государственного университета на кафедре художников кино. В основе нашей учебной программы — переработанный курс подготовки ВГИКа. Так вот хочу заметить, что способных студентов много. Хотя правильным будет сказать, студенток. Когда сам учился во ВГИКе, девчонок на нашем направлении не было, а сейчас даже в группе операторов из 15 человек парней — единицы.
Но то, что художниками-постановщиками, кинооператорами становятся дамы, не означает, что начинает превалировать иной взгляд на сам процесс съемок. Не важно, мужчина или женщина: если стоит цель создать в кадре город XIX века, ее нужно выполнить.
— Если вернуться к исторической тематике, то о каком отрезке времени вам бы еще хотелось снять кино?
— Серебряный век. Как художнику он мне интересен по пластике, эстетике. Задача из задач: показать наступление модерна после эклектики, слияние музыки, литературы, живописи, скопище талантов — Гумилев, Цветаева, Врубель, Маяковский... И одновременно предчувствие грядущей для страны трагедии. Так что уходить на творческую пенсию я пока не собираюсь.