Понедельник, 23 декабря 2024

Алина Бериашвили

Разговоры о будущем:

Дмитрий Алгазин: «Мы уже живём в глобальном мире, просто не все успели это заметить»

когда оно наступит в Новгороде и кому мы тут вообще нужны?

Современные технологические тренды уже влияют на наше будущее, и хорошо бы хоть немного в них разбираться, если рассчитываешь в этом самом будущем занять место под солнцем. Вглядеться в неизбежное «НВ» постарались при помощи Дмитрия АЛГАЗИНА, директора Центра развития талантов НовГУ.

— Дмитрий, любопытная у вас должность. Расскажите, как вы ищете в Новгороде таланты?

— На самом деле тем же самым, то есть поиском талантов и развитием молодежных начинаний, я занимался и до переезда в Новгород, в Омске, а также был официальным представителем АСИ по направлению «Молодые профессионалы».

— И где же талантов больше?

— По моим ощущениям, количество талантов во всех регионах страны примерно одинаково. Просто концентрация ресурсов в разных регионах разная. Это — во-первых. Во-вторых, каждый человек талантлив по-своему, просто не каждый может раскрыть свой талант. Наша задача в том и заключается, чтобы помочь развить те таланты, которые позволят получить именно ту профессию, которая будет востребована в будущем.

— Как?

— Талант развивается в деятельности. Мы организуем множество мероприятий, например, олимпиаду НТИ, там молодые люди в команде занимаются проектированием инженерных решений. Это развитие и инженерных навыков, и умения работать в команде. Ведь те люди, которые в команде работать не могут, не будут востребованы на рынке труда.

— То есть способности к работе в команде могут оказаться важнее каких-то прикладных умений?

— Все аналитики про это говорят. Каждый с детства помнит игру в испорченный телефон. Она по-прежнему актуальна, потому что, по некоторым данным, при коммуникации человека с человеком до 60% информации теряется. Так что умение передавать информацию и работать в команде является важнейшим навыком профессионала. Кроме того, сейчас меняется сам уклад производства, мир стал глобальным. Мы можем распечатать наш товар на 3D-принтере в Великом Новгороде, а продать его в Америке. Поэтому появляется спрос не только на инженерные компетенции. Современный инженер должен разбираться в маркетинге, экономике, понимать, что людям нужно сейчас и что им будет нужно через полгода, постоянно учиться.

— Система образования успевает меняться под эти тренды?

— Нет. Она была основана около 150 лет назад, когда накопленные знания примерно 40–50 лет оставались неизменными. А сейчас самая передовая в мире отрасль — IT. Там за два года все меняется кардинально. И многие крупные компании уже отказались от высшего образования в этой сфере, они берут на работу школьников и сразу их обучают.

То же происходит и с промышленным производством. Станки с ЧПУ каждые два года совершенствуются, и вот ты четыре года учишься, выпускаешься, а станки и технологии уже другие! У меня есть пример из Омска: мы запускали там Центр подготовки операторов станков с программным управлением. И вот пока мы учили студентов, закупали оборудование, вышел новый тренд: станки с ЧПУ уже не нужны, потому что появились современные программы, которые могут изготовить деталь из трехмерных моделей автоматически. Так как мы не Китай и не так быстро меняемся, у нас станки с ЧПУ ещё востребованы. Но тенденция, что их операторы через 5 лет будут не нужны, уже прослеживается. Сейчас в инженерном направлении главное — не знание нормативной документации, а умение креативить, создавать что-то новое. Вот таких людей мы и ищем.

— Но ведь не каждый может креативить. Что этим людям делать в будущем?

— Я всегда спрашиваю студентов: вы — изобретатели? Они говорят, что нет. Но это не так. Каждый человек в своей жизни хоть что-то менял. Да элементарно деталь у ручки согнул, чтобы стало удобнее. Значит, он уже изобретатель, креативщик. Проблема только в том, что система образования нередко зажимает развитие этих навыков. Но я вижу, что в последние годы и в школе приходят к пониманию того, что самое главное в человеке — это не хорошие оценки, а умение создать что-то новое. Современные дети становятся более раскованными, на всё имеют своё собственное мнение — и это очень хорошо.

— Какие устройства, приборы или технологии изменят нашу жизнь уже в ближайшие в 5–10 лет?

— Это всем известный искусственный интеллект, большие данные, нейротехнологии, беспилотные автомобили, беспилотные летательные аппараты, 3D-печать и цифровые двойники. Последнее, например, это создание в компьютере двойника любого объекта. Так, в Санкт-Петербургском политехническом университете им. Петра Великого создают цифровые двойники автомобилей «Мерседес» и «БМВ». Сделав цифровой двойник машины на компьютере, они разбили его на 10 тысяч деталей, выпустили их и собрали с первого раза. Ещё в 80-е годы от задумки автомобиля до запуска его в серийное производство проходило 10 лет, в 2000-е — 5 лет, а теперь на это надо всего три месяца.

— Когда мы говорим о таком сверхскоростном развитии технологий, то волей-неволей начинаешь задумываться о безработице, которую оно рано или поздно может спровоцировать.

— Это же не первая промышленная революция, а третья или даже четвёртая, смотря как считать. И каждая последующая приводила к тому, что ещё большее количество людей обретали свои рабочие места. В конце концов, для того, чтобы создавать цифровые двойники, также нужны будут сервисные службы.

— До тех пор пока искусственный интеллект не научился самостоятельно ставить себе задачи.

— Вопрос об искусственном интеллекте — не только технический, но и сложный философский вопрос. В полном понимании этого слова искусственный интеллект — тот, кому не нужен человек, он сам по себе живёт. Возможно, он уже и есть. Кто знает? Наше отличие от искусственного интеллекта в том, что для него не существует времени, он может получить все знания мира в одну секунду. По сути это новая электронная форма жизни.

— Она вас не пугает? Меня — отчасти.

— Неопределенность всегда пугает. С другой стороны, с помощью искусственного интеллекта можно решить множество проблем, побороть коррупцию или нивелировать так называемый человеческий фактор, ведь человеку нужно больше времени на принятие решений. Вот представьте: люди ждут автобуса, его всё нет, потом, когда он наконец приходит, оказывается, что там так тесно, что нечем дышать. Но эту проблему может решить датчик, который мгновенно определит, как скоро надо подавать автобус. Или что его не надо подавать, потому что людей на остановке нет.

— Мы привыкли думать, что развитие цивилизации ведёт человека к всё большей свободе. Однако развитие искусственного интеллекта может провоцировать отнюдь не свободу, а напротив — тотальный контроль.

— Да, хороший пример этому — китайская система социального рейтинга, которая будет оценивать поведение гражданина: вовремя ли он оплачивает счета, не ездит ли пьяным за рулём и так далее. Тот, у кого социальный рейтинг будет низким, не сможет рассчитывать на хорошее трудоустройство или, например, низкий процент по ипотеке. Но китайцы этот контроль легко переживут, у них — другой менталитет. А вот Европа, Америка, Россия… Мы не сможем так жить.

— Ну что же, как бы мы ни оценивали искусственный интеллект, а всё-таки все наши разговоры кажутся немного утопичными, когда выглянешь в окно. В Новгороде-то будущее когда наступит?

— Да оно уже наступило. Проблема только в том, что не все это поняли. Мы уже живём в глобальном мире. И эта глобализация позволяет нам участвовать в мировой повестке из любой точки земного шара. Но на местном уровне мало кто смотрит на бизнес с точки зрения глобализации. Местные производители измеряют свой бизнес только городом или областью, они не думают, что могут конкурировать хотя бы с Питером и Москвой, сами не видят своего потенциала. В НовГУ мы сейчас разрабатываем концепцию города-университета. Мы хотим создать такой образовательный кластер, который отвечал бы мировым стандартам, потому что здесь, в Новгороде, мы легко можем пользоваться лекциями МГУ или Массачусетского университета, давать студентам знания мирового уровня при далеко не самой высокой стоимости обучения. Точно так же и Новгородская техническая школа, которая откроется в 2021 году, должна стать мировым центром подготовки кадров. Наш маленький городок в условиях глобализации может превратиться в Кембридж.

— Лишь бы не в Нью-Васюки. Но я, кажется, понимаю, что вы хотите сказать: широты взглядов не хватает нам?

— Её не хватает большинству населения России. Люди зашорены и узко смотрят на свои личные возможности. Я и в Омске сталкивался с позицией: да кому мы тут нужны? Никому, пока вы сами в себя не верите. Самое важное — начать разговаривать с собой, понять, кто ты и что тебе нравится, поставить цель. Потому что если хочешь изменить мир вокруг, начинать всегда надо с себя.

Фото gazon.media