Вторник, 05 ноября 2024

Редакция

Твори, пока молодой

Фото: из архива Дарьи Соколовой и Светланы Разумовской

«Дизайн-платформа» помогает новому поколению новгородских художников заявить о себе

Четыре года назад преподаватель кафедры «Дизайн» НовГУ Дарья СОКОЛОВА придумала проект, который объединил начинающих новгородских художников. Одна из их выставок проекта, «Культурный торт», созданная совместно с антихудожником Стасом Карповым, работает в городе прямо сейчас. О том, чем новое поколение живописцев отличается от предыдущих, легко ли им заявить о себе и почему новгородцам стоит ходить в музеи, Дарья рассказала «НВ».

— Дарья Валерьевна, как к вам пришла мысль создать «Дизайн-платформу»?

— Можно сказать, она появилась от испуга. Сработали два фактора. Во-первых, гуляя по выставкам города, я всюду видела одних и тех же авторов, один и тот же формат. Бывало даже так, что названия экспозиций менялись, а работы оставались прежними. Во-вторых, в 2014 году в университете у меня подобрался очень интересный курс архитекторов-дизайнеров. Но когда я привела их на выставку, запустила в зал и предложила самостоятельно ознакомиться с произведениями, через две минуты они снова оказались рядом и спросили: «А что дальше делать?». Я удивилась, посоветовала быть внимательнее, не спешить, пообщаться с искусством. Но еще через пять минут они ко мне вернулись с тем же вопросом: «Делать-то чего?». Я поняла, что у них нет соответствующих навыков и опыта, и на следующий день спросила, кто из них вчера был на выставке впервые. Руки подняли больше половины. Мне стало просто плохо. После мы с ребятами начали регулярно ходить в Музей художественной культуры Новгородской земли. Заместитель директора музея Ольга Валентиновна Гусева создала отдельную программу, посвященную тому, как воспринимать живопись и графику, как общаться с картинами. Мои дизайнеры полюбили музей всей душой, и через год мы с ними уже сделали первую выставку в этих стенах.

— Мне теперь тоже интересно, что надо делать в музее...

— После того как открылся наш «Культурный торт», я осознала: наконец-то можно прийти в новгородский музейный зал и получить ответ на те вопросы, которые ставит перед тобой жизнь. Да, ты можешь читать умные книги, общаться с людьми, но искусство воздействует на нас совершенно иначе, через другие каналы. Именно поэтому людям так сильно нравятся или не нравятся какие-либо картины, скульптуры, инсталляции. В современном искусстве много интересного, много странного. Я думаю, это связано с тем, что в обществе накопилось достаточно вопросов, и художники, каждый по-своему, стараются ответить на них.

— Со зрителями понятно. А самим молодым авторам что даёт творчество?

— Для начала важно было поставить вопрос о том, нужны ли вообще художники. Было время, когда я опасалась, что это — вымирающая профессия, что людям, работающим в этой сфере, больше нечего сказать. Но выяснилось, что молодые хотят реализовать себя в творчестве, им нужно только подсказать, в какой форме это сделать. Мы выбрали командную работу, и это дает возможность новичкам получить незаменимый опыт, увидеть, как творят другие члены группы. Кроме того, они могут громко заявить о себе как о творческих личностях, показать свои работы на главных площадках Великого Новгорода.

— Это новое поколение чем-то отличается от предыдущих?

— Сложно сказать. Но меня радует, что они очень самостоятельные. Больше половины выпускников кафедры «Дизайн» НовГУ верны своей профессии, несмотря на все кризисы. Многие из них остаются в Новгороде, открывают собственные бюро, и мы видим, как город преображается благодаря их усилиям.

— Сколько сейчас людей в «Дизайн-платформе»?

— Сейчас — около 30, основной костяк — десять человек, но треть из них в этом году защищают дипломы и выходят из стен университета. Я пока не знаю, как это повлияет на проект, но надеюсь, мы с ними будем поддерживать контакт. У нас регулярно появляются и новые участники, те, у кого за плечами пока одна или две выставки. У «Дизайн-платформы» в целом их уже семь, и есть художники, которые участвовали практически в каждой. Я как куратор свою основную задачу в проекте вижу в том, чтобы помочь им создать историю успеха, сделать так, чтобы их воспринимали не как людей не от мира сего, а как креативных граждан, которые выбрали для себя эту жизненную стезю и стали двигаться в этом направлении. Проблема молодого поколения в том, что их, по большому счету, никто не ждет в этом мире, никто им не объясняет правила игры. Я стараюсь изменить это, создать им максимальные условия для яркого старта в начале их творческого пути.

— С чего «Дизайн-платформа» начинает работу над проектами?

— Я пробовала организовать все так, чтобы ребята сами придумывали тему, но это было сложно. Сейчас, поскольку постоянно ищу информацию, касающуюся современного искусства, в проекте все согласились с тем, что тему задаю я. Это своего рода игра: я выбираю направление, а художники решают, интересно им в это вложить свои силы или нет. Время у нас ограничено, мы редко работаем над выставкой больше двух месяцев. Сначала разговариваем, кто как чувствует творческую задачу, затем экспериментируем с темой и материалами, а потом уже реализуем отобранные идеи.

— Помните свою первую выставку?

— Выдвигать молодежь в культурное пространство города я начала с двух проектов. «Азбуку Десятинки» мы создали со студентами специальности «Дизайн среды» Новгородского областного колледжа искусств, еще одну выставку, «Маска мастера», сделал мой курс архитекторов-дизайнеров. Но в основе этих показов были работы, созданные в рамках учебных дисциплин и практики. А первая самостоятельная выставка участников проекта «Дизайн-платформа» — это «Бумажные прогулки». Мы заняли пространство внутри другой экспозиции одного из залов в Музее художественной культуры. Каждый из авторов создал свою историю о Новгороде в виде серии больших открыток. Работы были в свободном доступе, их можно было держать в руках, рассматривать, фотографироваться с ними. Это привлекло зрителей.

— Наверняка уже знаете, что будете делать дальше?

— Мы тесно сотрудничаем с Десятинкой, и нас включают в планы. Как правило, мы делаем две выставки в год, перед Новым годом и в Ночь музеев. Буквально на днях мне в голову пришло название для следующей экспозиции, но я пока сохраню интригу и не буду о ней говорить. Кроме того, у нас есть передвижные проекты. В Любытинской районной библиотеке до конца мая проходит наш «Абстрактный пленэр», в октябре он поедет в Чудово. В эту выставку вошли работы четырёх художников, созданные прошлым летом.

— Работы участников «Дизайн-платформы» очень необычны. Как публика на них реагирует?

— Основной нашей целью было привлечь в музей молодую аудиторию, то есть тех, кто туда не часто ходит. И это получилось. У нас сформировался определенный круг почитателей. Это активные ребята, которым интересно, что делают их ровесники. Если на наши выставки приходят люди старшего поколения или школьники, конечно, вдвойне приятно. Открытие каждой акции, как правило, длится не менее полутора часов, так как зрительный зал становится площадкой для обсуждения работ, центром общения между художниками и посетителями.

Свою выставку «Культурный торт» участники объединения «Дизайн-платформа» подготовили к Ночи музеев соместно с новгородским антихудожником Стосом Карповым. Экспозиция объединила в одном пространстве картины и инсталляции. Каждый из художников попытался осмыслить собственное «я» в творчестве и создать материальное воплощение того, как он ощущает собственный «творческий хребет». Материалы для работ все выбирали самостоятельно. В ход пошли ветки, картон, бумага, распечатанные фотографии, светодиоды... Фантазию ничто не ограничивало. В итоге получился диалог между абстрактной живописью Стоса и абстрактными вертикалями молодых дизайнеров. Публика могла трактовать их по своему усмотрению. Корреспондент «НВ», например, в одной из них разглядела верстовой столб, наблюдающий за посетителями, в другой — витрину, где представлен внутренний мир автора.