Среда, 20 ноября 2024

Алина Бериашвили

А как вибрируешь ты?

Фото: из архива Ольги Чалабовой

Коучинг как бизнес, построенный на квантовой физике

Понятие коучинга, ещё каких-то 10 лет назад абсолютно нам незнакомое, в последнее время плотно вошло в информационное пространство. Коучингом нередко называют любую деятельность, связанную с наставничеством, что, конечно, верно лишь отчасти. Но даже если не останавливаться подробно на терминологии, фактом остаётся то, что в наши дни топовые коучи колесят по миру, собирая многотысячные залы на свои выступления и весьма приличные гонорары. Естественно, находятся и те, кто считает коучинг лохотроном, и те, для кого это прекрасный способ перезагрузки своей жизни или бизнеса.

«НВ» спросили о том, почему люди не могут сами найти ответ на банальные вопросы, у члена международной федерации коучинга Ольги ЧАЛАБОВОЙ, а она рассказала нам, как коучинг связан с квантовой физикой и почему позитивное мышление – это не про розовые очки.

– Ольга, как вы поняли, что коучинг в тренде и в нём можно хорошо зарабатывать и реализовывать себя?

– Когда я только начинала учиться коучингу, я этого не понимала. Просто так сложилось. В какой-то момент жизнь вывела меня на обучение в бизнесе, и я начала этим заниматься, причём обучалась сама, развивалась и хотела быть полезной в этой сфере для предпринимателей и их дела. Коучингу я обучалась в Международном Эриксоновском Университете Коучинга, затем получила членство в ICF (Международная федерация коучинга), а уже после обучения на специальной программе и пройдя сертификацию в ICF, получила статус PCC – профессиональный сертифицированный коуч ICF. Но на этом мое образование не закончилось, до сих пор повышаю квалификацию.

– Честно говоря, довольно трудно понять, как можно научиться быть коучем. Ведь либо ты можешь вдохновлять других людей, либо нет.

– Было бы всё очень просто, если бы людей нужно было только вдохновлять. Хотя это очень важное качество для коуча, но есть за этим более глубокое знание, знание того, как человек воплощает в жизнь свои цели и как создаёт изменения в своей жизни. По стандартам ICF существует 11 компетенций коуча, которым необходимо соответствовать, и одна из них – это управление прогрессом, коуч помогает клиенту отследить свои действия, осознать новое и включить его в свою реальность, изменив привычные действия и реакции. Основной принцип коучинга – не советовать. Потому что вы про себя знаете больше, чем я про вас. Коуч лишь задает вопросы, которые по- новому позволяют посмотреть на себя, увидеть со стороны, так сказать, стать наблюдателем, коуч создаёт атмосферу для развития и обучения. Коуч должен помочь человеку осознать, к какой чёткой цели тот хочет прийти и что ему мешает, а потом поддерживать его на этом пути.

Я откровенно скажу, настоящий лидер добьётся своих целей и без коуча, только это займет больше времени, так как необходимо перейти на новый уровень мышления, и здесь нужна профессиональная помощь.

– Есть такое скептическое отношение к вашей профессии, согласно которому коуч произносит азбучные истины, что-то вроде «Поверь в себя!» и при этом берёт за них бешеные деньги.

– Это иллюзия. Хороший коуч никогда не говорит: поверь в себя. Коуч дает клиенту возможность почувствовать свою силу, но отнюдь не с помощью банальностей.

– Вам хватает клиентов в Великом Новгороде?

– Да. Хотя когда я только начинала, мне говорили, что никто в нашем городе не будет платить деньги за коучинг. Ничего подобного! Но я работаю не только в Новгороде, у меня есть клиенты в Москве, Санкт-Петербурге, Костроме, Дубае. Сейчас границ нет, благодаря скайпу можно работать со всем миром. С тренингами дело обстоит по-другому, с одной стороны, стало очень востребовано онлайн-обучение, с другой стороны, крупные компании любят проводить живые стратсессии, на которых сотрудники многое могут осознать и по-новому мыслить, особенно это важно для топ-менеджмента.

– Ещё совсем недавно в России не было никакого коучинга. А сейчас кажется, что все всех учат, особенно в Интернете. Как думаете, почему этот тренд стал восходящим?

– Думаю, что люди увидели, что сейчас с помощью Интернета можно, не выходя из дома, или, например, не выезжая из Таиланда, получать доход. И все стараются попробовать так заработать. Мир расширился. При этом услуги очень похожие. Например, «Марафон по изменению жизни». И множество людей его проходят, потом прошедшие либо взахлёб хвалят его, либо пишут: «да это всё фигня, вот сходите к тому-то блогеру, вот у него марафон так марафон». Но это опять же не совсем коучинг, это инфобизнес, который действительно набирает обороты, и учат всему: готовить, не стареть, шить и так далее.

– То есть вы скорее отрицательно относитесь к этой тенденции?

– Не в плане конкуренции. Меня просто волнует, куда это нас как общество приведет. Ведь все больше и больше подрастающее поколение в нашей стране, отвечая на вопрос, кем они хотят стать, говорит: блогерами. А кто же будет лечить, строить? Такое чувство, что мир полностью переходит в виртуальное пространство.

– Если продолжать говорить о социальных сетях, то кажется, что каждый первый блогер, который там чему-то учит, пропагандирует позитивное мышление. Те же банальные: верь в себя, будь на позитиве. Это нормально? Может ли человек всегда быть на позитиве?

– Нет, конечно. Настоящая позитивная психология — это не про розовые очки. Известно, что кто-то привык позитивно на мир смотреть, кто-то негативно, кто-то середнячок в этом вопросе. Но почему-то очень многим людям проще смотреть на жизнь негативно. Этому есть объяснение: так в нас говорит опыт наших предков. Когда им нужно было выживать в то далекое время, они не могли смотреть, какие одуванчики красивые, они везде искали опасность, так сформировался наш мозг. Но есть хорошая новость – ваш подход к жизни можно поменять, изменить фокус вашего внимания на жизнь, в коучинге мы меняем этот фильтр, и человек начинает сознавать, что у него есть жизненные стратегии, которые он наработал в детстве, и они не очень полезны для него. Их можно сменить на другие, которые будут давать иной результат, но это непросто. Поэтому коуч и нужен.

– То есть мы можем изменить свою реальность с помощью нового взгляда на жизнь? Похоже на эзотерику.

– Это было эзотерикой, пока не открыли квантовую физику. Потому что мы реально вибрируем, за каждым человеком стоит какая-то информация, которую мы ощущаем на невербальном уровне, мы чувствуем эмоции друг друга, атмосферу вокруг. Состояние жертвы из негативного мышления – это одни вибрации, позитивное мышление – другие. Знаете, это как с радио, если я хочу услышать «Голос Америки», а у меня в приемнике такой настройки нет, то я не смогу его услышать, пока не поймаю нужную волну или не куплю другой приёмник, где эта возможность есть. Так и человек должен настроиться, поменять фильтр, через который смотрит на мир. Один из вариантов такой работы над собой – работа с автоматическими эмоциями, мыслями и действиями, включение наблюдателя и решительная работа по изменению своих привычных реакций. Это наш выбор – развивать в себе позитивное или негативное мышление.

– Но если везде искать только позитив, можно закрыть глаза на действительность: на больных детей, на Шиес.

– На что?

– Захоронение отходов в Архангельской области.

– Да, наверное, что-то можно упустить. Но что касается больных детей или бездомных животных, то с их проблемами я хорошо знакома и стараюсь устроить свою жизнь так, чтобы могла им оказать помощь. Что касается Шиеса, то не думаю, что лично я могу на это повлиять, и от того, что я буду с кем-то об этом говорить, возмущаться и расстраиваться, ситуация не изменится, потому что это системный сбой и решать его нужно по-другому. Знаете, как говорила Мать Тереза: «Я никогда не присоединюсь к движению против войны. Позовите меня, когда появится движение за мир».

– Вам не кажется, что подобная позитивная философия – это удар по гуманизму? И если человек пришёл к ней без какого-то багажа знаний и опыта, в юном возрасте, то в погоне за позитивом он упустит что-то чрезвычайно важное. Не будет знать о войне. Не прочтёт Достоевского. Да и про детей больных читать не станет даже в ленте новостей. Чтобы не расстраиваться.

– Нет! Я уже говорила, что настоящая позитивная психология – это не розовые очки, не способ закрыться от мира. Это миролюбие, любовь. Это дает возможность брать ответственность на себя и помогать. В состоянии жертвы мы ничего не можем, мир нас пугает, мы обсуждаем только тяжелые темы и говорим: вот опять беда пришла! В состоянии жертвы можно только впасть в депрессию и начать искать виноватых. А они найдутся, ими будет или начальство, или родители, или правительство. А позитивный подход дает возможность увидеть свои возможности. Позитив не в том, что всё вокруг нас прекрасно, а в том, что мы за всё ответственны. И за то, что в нашей жизни происходит, и за то, что рядом с ней, а значит, есть вера в себя, в свои возможности и в то, что ты можешь что-то сделать для мира.