Понедельник, 25 ноября 2024

Алина Бериашвили

Встречаем «Вече»

Светлана Дружинина: «Кино — это способ жизни, не больше и не меньше»

Фото: из открытых источников

Грядущий фестиваль исторических фильмов готовит сюрпризы для новгородцев

В сентябре Великий Новгород будет принимать очередной XIII Всероссийский фестиваль исторических фильмов «Вече», который уже сейчас, почти за три месяца до его проведения, обещает стать более масштабным и необычным, чем все прошедшие ранее фестивали. На минувшей неделе с рабочим визитом в Великий Новгород приехала президент фестиваля «Вече» кинорежиссёр Светлана ДРУЖИНИНА. Чтобы обсудить детали грядущего фестиваля, Светлана Сергеевна выкроила свободное время в своём плотном творческом графике, который сейчас полностью сосредоточен вокруг работы над новыми «Гардемаринами». О них, а также о сюрпризах, которые нас ждут на новом фестивале, Светлана Дружинина рассказала журналистам после рабочей встречи с заместителем председателя правительства Новгородской области Еленой Кириловой.

— Светлана Сергеевна, расскажите, пожалуйста, что ждать новгородцам от грядущего фестиваля «Вече».

— Это будет уже 13-й фестиваль. Кто-то боится этого числа, называет его чертовой дюжиной, а я всегда говорю, что это число лицедеев и цыган, что в какой-то степени соответствует нашей деятельности. Поэтому будем, как всегда, надеяться на лучшее.

Это была шуточная преамбула, но в целом работа сейчас идёт серьезная. Формируются и обсуждаются программа, список звёзд, которых мы хотели бы видеть на фестивале. Я сейчас не хочу его обнародовать, потому что люди, создающие кино, — творческие и в некоторой степени непредсказуемые. Поэтому пока поговорим о том, что мы обязаны сделать и обязательно сделаем. На «Вече» будут представлены зрителям восемь новых отечественных фильмов, их список опять же известен, но полностью я не буду его перечислять. Фестиваль точно откроет новая режиссерская работа народного артиста РСФСР Василия Ливанова «Медный всадник России». Будут показаны «Сестрёнка» Александра Галибина, фильм Гоши Куценко «Балканский рубеж» и много других достойных картин.

— Помимо обязательных восьми фильмов нас ждёт ещё что-нибудь интересное?

— Да, вокруг фестиваля запланирована широкая программа. И меня очень радует, что в этот раз в организации фестиваля будет принимать участие большая группа от вашего города, люди, которые сами занимаются постановками и хорошо себя зарекомендовали. Это колоссальная помощь.

Для молодежи, которая тяготеет к кинематографу или работает над созданием своих небольших фильмов, мы организуем ряд мастер-классов. К этой работе мы сможем привлечь нашу молодежную ассоциацию кинематографистов. Также мы планируем установить палатки по количеству фильмов, в каждой из которых будет показана отдельная кинокартина, и зрители затем будут иметь интереснейшую возможность не только оставить там свои отзывы об увиденном, но и даже сыграть некий эпизод из фильма или предложить дополнительный рисунок к тому или иному образу, стать непосредственным участником кинопроцесса. Зритель сможет сказать откровенно всё, что он думает. Это очень интересная задача, такого у нас никогда не было.

Что же касается открытия фестиваля, то оно запланировано на 21 сентября и, как всегда, связано с Днём Российской государственности. Проведём его в кремле, в присутствии губернатора и первых лиц вашей области и города.

— Этот год у вас очень насыщенный, идёт работа над «Гардемаринами». Как удаётся совмещать в своём графике и работу над фильмом, и организацию фестиваля?

— Очень трудно. Вы правы, сейчас у меня сложный период, потому что в это время мы по расписанию должны быть в Севастополе на съемке. Будем сейчас размышлять, как нам выстроить съёмочный график, чтобы вместить в него фестиваль.

— Расскажите, какие сцены сейчас снимаете?

— Ну раз это Севастополь, то это морские и военные сцены. Эпизод из второй Крымско-турецкой войны, который был задуман еще с Юрием Нагибиным и Ниной Соротокиной, которая недавно ушла из жизни. Мы часто, собираясь, думали, когда уже наши гардемарины слезут со скрипучих седел, перестанут размахивать шпагами и займутся своим делом – будут «гардемаринить». И вот наконец-то они сделают это! Этот эпизод действительно был в Крымско-турецкой войне, и о нем пишет подробно его непосредственный участник и герой Александр Суворов в книге «Наука побеждать».

В 2020 году выйдет первая картина, всего же запланировано два фильма — «Мир» и «Война», которая пока намечена на 2021 год. Сейчас идут активные съемки, и это сложнейший период моей профессиональной деятельности. Не знаю, почему меня судьбой сюда занесло, значит зачем-то это нужно. Кино — это способ жизни, не больше и не меньше. Почему существует фестиваль «Вече»? Потому что это тоже кинодело, в котором я работаю с теми же людьми, с которыми снимаю фильмы, это все одна и та же сфера. И атмосфера.

— Вы неоднократно говорили, что одна из основных задач вашего фестиваля — это привлечение молодежи к просмотру исторических фильмов. Насколько это удаётся?

— Когда после съемок фильма я встречаюсь со своей аудиторией, то им всегда говорю, что мы все оттуда родом. И это важно, потому что, не зная своего бытия, своей истории, мы не сможем перспективно думать о себе и своей стране. Это жизненно необходимо: знать, кто ты. Без этого не может быть нации. И историческое кино в малой толике как раз и пытается рассказать об этом молодежи: нация без истории, как без корня, теряет свой суверенитет. А с ним, напротив, никогда не утратит своего назначения и своей значимости. «Кино — важнейшее из искусств» — так говорил еще Ленин. И что мы видим сейчас? Голливуд покорил всех, и это стало идеологическим делом. Кино входит в систему гибридной войны, если хотите.

Что же касается молодёжи, то многие и правда не знают истории. Они не виноваты в этом — такие процессы происходили в стране. Мы же сейчас стараемся найти подходящий язык для того, чтобы говорить с поколением, которое многого не знает о себе самом. Надеюсь, что у нас это получается.

— Не самому грамотному поколению легко представить и не самую правдивую версию истории, и оно не заметит подмены. Как вы относитесь к тому, что режиссёры исторических фильмов могут позволить себе отойти от исторической правды, каких-то документов ради художественности?

— Вы видели документы по поводу Кинбурнского сражения? Что-нибудь кроме трех реляций самого Суворова Потемкину? Это и есть те основные документы, на основе которых мы сейчас строим самые важные события нашего фильма.

— Да, но есть и более недавняя история, где документов хватает.

— Я согласна с тем, что художественное произведение должно быть приближено максимально к каким-то специфически точным, конкретным данным — срок, время, персонажи. Допустим, война — это всегда дата. Если же говорить о периодах истории, когда ещё не было кино или фото, то у каждого может возникнуть вопрос, каким был Феофан Грек или другой, вполне реальный, но малоизвестный нам персонаж. Ведь на самом деле никто не знает даже, каким был Суворов. Он был очень непоседливый, не любил позировать, поэтому все его портреты больше похожи на Фридриха, ведь нарисованы по памяти.

Когда режиссёр снимает исторический фильм, он всегда высказывает свою точку зрения на те события и документы, которые ему предлагаются. Кто-то воспринимает их положительно, кто-то — отрицательно. И это нормально. С моей точки зрения, нулевая позиция, когда режиссёр говорит, что он лишь освещает события и никак к ним не относится, — одна из самых коварных, ведь это, скорее, скрытая отрицательная позиция. Я в этом вопросе всегда ссылаюсь на Шукшина. Мы с ним работали вместе на киностудии «Мосфильм», он над «Калиной красной», а я над своим дебютом «Исполнение желаний». Работали по ночам, монтировали, и я хорошо помню, как он кричал: «Что же они меня закрывают?! Ведь мы, как дятлы в лесу, долбим о том, что дерево гниет. Я долблю не потому, что хочу, чтобы это дерево исчезло, а потому, что хочу, чтобы к нему пришли и вылечили его, чтобы оно росло дальше!». Так что можно и нужно говорить о больших социальных недостатках, сожалея и сострадая, как мать о своём сыне. Эта позиция для меня понятна, и я её придерживаюсь.