Воскресенье, 22 декабря 2024

Мария Клапатнюк

«Кинематограф мы разрушим до основанья, а затем…»

«Вече» собирает на Новгородчине не только лучшие исторические фильмы, но и мэтров кинематографа

Фото: ВК Кинофестиваль «Вече»

По мнению мэтров, отечественный кинематограф сегодня находится в сложной ситуации. А иного никогда не бывало

XIII Всероссийский фестиваль исторических фильмов «Вече» завершил свою работу в Великом Новгороде на минувшей неделе, однако событие оказалось настолько разноплановым и масштабным, что «круги по воде» расходятся до сих пор. Оно и понятно: сам фокус на истории дал зрителям и участникам кинофорума возможность говорить и думать не только и не столько о сиюминутном, сколько о вечном. Вот и актриса, сценарист, режиссёр Наталья БОНДАРЧУК, председатель жюри «Вече», в разгар фестивальных показов и творческих встреч рассказала «НВ» о своём взгляде на отечественный кинематограф.

— Наталья Сергеевна, как оцениваете объёмную афишу нынешнего «Вече»?

— Будучи председателем жюри кинофестиваля, поскольку Светлана Дружинина сейчас плотно занимается съёмками в Крыму, я должна смотреть все фильмы, представленные в афише. Это непросто: кино очень серьёзное, но я рада такому знакомству. Думаю, что на «Вече» собраны одни из лучших фильмов, созданные за последние годы в России. И то, что я вижу, позволяет мне сказать: отечественное кино действительно встаёт с колен. Удалось преодолеть тот ужас, который творился в 1990-е годы, когда был разрушен великий советский кинематограф. Мы вообще любим разрушать нашу страну до основания, а затем… Затем многие актёры оставили профессию, кто-то ушёл в монастырь — нечего было есть. Разрушенными оказались многие киностудии, устоял разве что «Мосфильм». И слава Карену Шахназарову, который спас его для нас всех. Сейчас студия блестяще восстановлена. Так вот, уровень тех картин, которые я посмотрела на «Вече», меня поразил.

— Вы пристально следите за развитием современного отечественного кино?

— Естественно. И могу сказать, что наш кинематограф сегодня снова начинает расти и крепнуть. Теперь бы его нужно поливать, удобрять и славить, чтобы у людей был стимул работать в этой сложной сфере.

— Не парадокс ли? В этом году наше кино, с одной стороны, отмечает столетие, а с другой — на фестивале мы слышим, что кинематограф только-только встаёт с колен и при этом смело касается болевых точек…

— На этом фестивале мы действительно смотрим фильмы о нашей с вами истории. Но ведь режиссёру и сценаристу нужно время, чтобы осмыслить прошедшие серьёзные события. К примеру, то, что произошло в Югославии. Или боль «Норд-Оста»… Для меня очень важно, что люди не топчутся по свежему, не торопятся снимать боевики. Тут речь скорее идёт об ответственности. Ответственности режиссёра-учителя перед зрителями и учениками. И какова здесь роль учителя? Это грандиозная тема сама по себе. Потому все фильмы из фестивальной афиши сопряжены с крайними положениями: если на кону жизнь и смерть, то что защищаешь ты и не ложна ли твоя позиция? Почему твои идеалы могут обернуться против тебя? По той ли дороге ты идёшь? В фильме «Последнее испытание» один из главных героев, чеченец, защищает свою правду. И кинематографисты не боятся сейчас брать такую тему в разработку. Мне кажется, это очень ценно и интересно. В Великом Новгороде после показа одна из зрительниц «Балканского рубежа» подходила ко мне с предложением: нужно всем в обязательном порядке показывать эти фильмы… Но что это за «обязательный порядок»? Я просто советую всем — смотрите.

— А если бы была такая возможность, на какое кино вы бы звали зрителя в первую очередь?

— Я никак не могу сейчас кого-то массово звать. Против нас работает как минимум наш прокат, ориентированный на американские вещи. Посмотрите афиши в кинотеатрах — это же всё третьесортные фильмы, в которых чудища не первый десяток лет продолжают поглощать тела американцев и других землян, а победит это чудище какой-нибудь герой-профессор, и там в команде ещё обязательно будет действовать афроамериканец…

— И зритель доволен, смотрит и голосует рублём, кино по образу и подобию снова снимается. Выходит, этот замкнутый круг никак не разорвать?

— Есть такая притча… Однажды ученики задали вопрос великому индийскому императору и мудрецу Акбару: как бороться со злом, не прикасаясь к нему? Тогда он провёл на песке линию и спросил, что делать с линией, не прикасаясь к ней, чтобы сделать её короче? Один из учеников, подумав, предложил выход: нужно провести рядом другую линию, более длинную. Первая тогда визуально укоротится. Следовательно, мы должны сделать наш кинематограф конкурентоспособным. Снимать на такие темы, чтобы это было стопроцентно важно и интересно российскому зрителю.

— А нашему кинематографу это под силу?

— Повторюсь, сегодня, возглавляя жюри, я радовалась. Но джинна из бутылки, речь об американском кино, мы выпустили. Не мы одни, кстати, ведь этот джинн сейчас доминирует во всем мире. Но те же французы, к примеру, защитили свой кинематограф — у них есть процентное соотношение отечественного и зарубежного кино. Всякое государство ищет свой способ. У нас эффективного способа борьбы пока нет. Так что здесь нужно и законотворцам подумать, как помочь кинематографу.

— Мы с вами говорим о взрослом кино, но ведь зрителя можно воспитывать с детства?

— Да. Но в нашей стране есть масса причин, по которым детское кино сейчас находится в глубоком упадке. К примеру, на телевидении во время показа детского кино нельзя давать рекламу, значит, демонстрация его не выгодна. Сейчас какие-то детские фильмы можно посмотреть на фестивале, но они, скорее всего, никогда не дойдут до проката. А пока мы решаем все эти вопросы, отовсюду на детей льются хорошие и качественные, но не наши, а американские мультики, которые приучают детей к чужим идеям, начиная с образа жизни, заканчивая любовью. Как ни посмотри, а мы сами изнутри себя подрываем, самим же пора и отстаивать, вырастить внутри себя что-то общее, чтобы не превращаться в сырьевой придаток мира.

Наталья БОНДАРЧУК родилась в семье всемирно известного режиссёра Сергея Бондарчука и актрисы Инны Макаровой. Актёрская биография Бондарчук началась во ВГИКе, куда на один из экзаменов пришёл режиссер Андрей Тарковский. Увидев Наталью, Тарковский предложил студентке сыграть в своей новой картине «Солярис». Фильм гениального режиссёра стал величайшим произведением, снятым в жанре фантастики. Роль Хари сделала актрису всемирно знаменитой.

Также среди своих самых значимых актёрских работ Наталья Сергеевна называет фильмы «Ты и я» режиссера Ларисы Шепитько, «Исполнение желаний» Светланы Дружининой, «Звезда пленительного счастья» Владимира Мотыля, где Бондарчук играла княжну Волконскую, «В начале славных дел» и «Юность Петра» Сергея Герасимова, доверившего актрисе роль царевны Софьи, а также мини-сериал Герасимова «Красное и чёрное», в котором Наталья Бондарчук вжилась в образ госпожи де Реналь.