Вторник, 30 апреля 2024

Людмила Данилкина

Кинодедуктивный метод

Василий Ливанов – актёр советского кино. Но его героев знает и любит даже современная молодёжь

Фото: gazon.media

Голос этого актёра узнаётся, даже если не смотреть, а лишь слушать фильмы с его участием

На фестивале исторического кино «Вече» в Великом Новгороде Василий ЛИВАНОВ представил свой фильм, в котором выступил как режиссёр, автор сценария и генеральный продюсер. И в НовГУ провёл встречу со студентами и преподавателями.

Продолжил династию

— Дед — артист, и отец — тоже. Папа был противником того, чтобы и я стал актером. Он боялся, что буду по инерции этим делом заниматься, потому что так заведено у мужской части нашей семьи. И потому в детстве меня всячески отвлекали от сцены. Я занимался рисованием. И у меня неплохо получалось. Успешно закончил художку при Академии художеств СССР и даже сдал туда вступительные экзамены. Но понял, что не смогу без актерства. В общем, тайком от родителей поступил в Щукинское училище. И только потом поставил их в известность. Отец выслушал и позвонил директору «Щуки» Рубену Николаевичу Симонову, а они приятелями были. И попросил того прослушать меня. Сказал, мол, если способностей не окажется, чтобы гнал меня в шею.

Ну, куда было деваться, отправился на прослушивание. Помню, в зале театра оперся на спинку кресла, что было сзади. И полтора часа читал поэтические произведения, а я их очень много знаю наизусть. Когда закончил, то обивка сиденья промокла от моего пота, который по спине стекал.

Мне свой вердикт Симонов не озвучил. Пришел я домой, на пороге встречает отец со словами: «Звонил Рубен, сказал, что ты на правильном пути...».

Учился рьяно — с утра до ночи. Выматывался, конечно, но не замечал этого, потому что увлечен был театром и кино. Уже на втором курсе выступил постановщиком пьесы «Три толстяка» по Олеше.

Убежден, что учиться нужно только той профессии, что нравится, если будучи уже студентом вдруг понимаешь, что выбрал не то направление, не стоит тратить время, нужно уходить. И искать свой путь.

«Вытянул счастливый билет»

— Это точно: меня узнают по речи. От природы мне достался совсем другой голос. Но так случилось, что на съемках одного фильма режиссеру вдруг захотелось, чтобы артисты озвучивали крики прямо на улице. А дело было морозной зимой в тайге. Орали мы, орали, и я потерял голос. Фельдшер деревни, в которой жили, приказала две недели молчать. Когда же я вновь заговорил, то ужаснулся своему необычному баритону.

Расстроился, конечно. Но какое-то время спустя прочитал в мемуарах одного великого актера, что голос артиста — это его изюминка, он выделяет его из общего ряда. И тут я понял, что на трамвайный билет выиграл миллион рублей.

В соавторстве с Конан Дойлем

— Снялся примерно в 80 художественных фильмах. А всегда узнают как Холмса. В последнее время меня часто спрашивают, как отношусь к сделанному для BBC популярному британскому сериалу про Шерлока, действие которого перенесено в наши дни. Отвечаю так: мы наш фильм снимали в соавторстве с Конан Дойлем, то, что намудрили американцы и англичане, не имеет никакого отношения к рассказам писателя о детективе. Кстати, не так давно в одном из журналов было опубликовано мнение создателей сериала. Они сказали, что их главный герой очень даже ничего, но при этом лучшим Шерлоком Холмсом они считают все же русского...

И еще зрители иногда интересуются, исполняли трюки в «Приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона» каскадеры или артисты сами. И так, и так случалось. Конечно, специалисты-спортсмены на площадке были. Но в кое-каких сценах актеры без их помощи обходились. Помните рукопашный бой Холмса и Мориарти у водопада? Так вот мы с партнером честно дрались, без дублеров. Были все в ссадинах и синяках, которые потом долго не проходили.

Голос за кадром

— На открытии кинофестиваля «Вече» организаторы сделали подборку озвученных мною мультфильмов. В общей сложности в моей копилке около 300 мультяшных персонажей. И вы знаете, сейчас уже не все их помню, например, про Бармалея совсем забыл — спасибо новгородцам, напомнили.

Было время, когда актеры неохотно брались за озвучивание анимационных героев, поскольку не считали это делом, требующим артистического мастерства. Если и соглашались на мультфильмы, то чисто технически совмещали голосовое звучание с кадром.

Я же решил, что буду создавать полноценные образы, наполнять рисованных и кукольных героев яркими характерами. И ведь получилось! Крокодил Гена, Карлсон, Удав из цикла «38 попугаев»...

Сопричастность к событиям

— На кинофестивале «Вече» я представил фильм про то, как Этьен-Морис Фальконе со своей помощницей создавали в Санкт-Петербурге Медного всадника, который для многих является олицетворением сильной Петровской России.

Все, кто видит этот памятник основателю Северной столицы, поражаются его монументальностью и великолепием. Но мало кто знает, каких трудов он стоил скульптору.

Перед началом работы мы на камеру опрашивали людей на улицах Питера, знают ли они, кто сделал Медного всадника. Имя Фальконе назвали единицы. От многих мы слышали: «Простите, я не местный». Да не имеет значения, живет человек в городе на Неве или нет! Памятник Петру Первому — это не про Санкт-Петербург, это история России, и знать ее должны все.

Мы намерены обратиться в правительство страны с предложением о кинообразовательной программе для школьников. Дети, можно сказать, живут в гаджетах. Согласен, в Интернете можно найти и прочитать информацию обо всем на свете. Да, познавательно. Но при этом лишено эмоциональной составляющей, а без нее невозможна личная сопричастность к событиям прошлого, будь то строительство города Петра или военные действия. Учебная же кинопрограмма, как нам кажется, через художественные образы, чувства персонажей поможет школьникам лучше понять то, как и почему Россия шла именно таким путем. Ну а еще, как мы надеемся, вызовет у детей интерес к историческому кинематографу.

Исторический момент

«Медный всадник России» — полнометражный художественный фильм. Лента посвящена созданию памятника Петру Первому, благодаря поэме Александра Сергеевича Пушкина известного как Медный всадник. В центре сюжета — судьба его скульптора француза Этьена-Мориса Фальконе, которого, по совету Дени Дидро, для возведения монумента пригласила императрица Екатерина Вторая.

Творческое видение скульптора не совпадало со взглядами некоторых представителей русской знати. Несмотря на открытый конфликт с приближённым к Екатерине Великой графом Иваном Ивановичем Бецким, президентом Императорской академии художеств, Фальконе при постоянной поддержке императрицы удалось отстоять свою идею.

На втором плане в фильме — нежная любовная линия Этьена Фальконе и его ученицы Мари Анн Колло. Юная девушка приехала в Россию вместе с мастером и втайне от него вылепила из глины голову Петра, которая не удавалась Фальконе. Её работа была признана скульптором и самой императрицей. Мари была влюблена в мастера, но боялась признаться ему, страстно увлечённому работой, в своих чувствах.

По словам Василия Ливанова, «история создания памятника — один из редчайших примеров, когда верховная власть и художник действуют заодно. Императрица Екатерина Вторая поддерживала Фальконе на протяжении восьми лет создания памятника Петру Первому, олицетворяющего дух России. Снять этот фильм было моей давней задумкой. Мне хотелось показать творческий процесс создания Медного всадника и познакомить зрителей с историей нашей страны, отражённой в одном из её важнейших событий».