Четверг, 01 мая 2025

Мария Клапатнюк

Совсем как настоящий

На то, чтобы модель моста максимально соответствовала реальности, Денис потратил больше трёх лет.

На то, чтобы модель моста максимально соответствовала реальности, Денис потратил больше трёх лет.

Фото: Компьютерная визуализация Дениса Фёдорова

Многовековую историю мостостроения новгородец уложил в научно-популярный компьютерный видеоролик

Деятельный интерес к истории родного города у Дениса ФЁДОРОВА проснулся случайно — наткнулся на архив старых фотографий, затем захотел поделиться знаниями с земляками. А потом сам не заметил, как на годы погрузился в создание качественных 3D-визуализаций. На днях в свободном доступе в Сети был опубликован пятнадцатиминутный фильм, посвящённый новгородскому Великому мосту. Такого портфолио у городских исторических объектов ещё не было.

Денис, вы — историк по образованию?

— Нет.

Ваша работа связана с 3D-моделированием?

— Нет.

Может быть, вы — инженер-мостостроитель?

— Нет…

Тогда что именно вас зацепило? Должны быть основания для того, чтобы три с половиной года заниматься такой специфичной работой, как компьютерная визуализация переправы через Волхов?

— С работой это точно никак не связано. Первичен был интерес к истории. Мой друг коллекционер Алексей Фиников познакомил меня с группой «Великий Новгород — прошлое в фотографии» в соцсети. Там я сделал для себя массу открытий, хотя сам — коренной новгородец. Было это лет 6–7 назад. Потом, гуляя по городу, рассказывал знакомым, что где было и как выглядело. Проникся, короче. Возникла идея прошлое это не на пальцах показывать. Что есть ещё, кроме фотографий? Подвернулись компьютерные реконструкции — вещь давно известная, много народу этим занимается. Люди восстанавливают определённые объекты, защищают научные работы.

Но вы вошли в эту сферу с нуля?

— Абсолютно. Я — продвинутый компьютерный пользователь, но с 3D-моделированием дела не имел. Попробовал одну программу, перешёл на другую — бесплатную. И дело пошло. Просто состыковались два направления — интерес к истории и моделирование. Появилось хобби, которое с тех пор съедает всё моё свободное время. Первый проект касался часовни Чудного Креста у Волховского моста, второй был посвящён Мало-Кирилловскому монастырю. Великий мост оказался очень масштабным. У меня изначально была идея показать грандиозную «штуку» инженера Соловьёва из XX века, разрушенную потом немцами. Но постепенно всё это разрослось в историческое повествование — как изначально было.

Чем пользовались в работе, достаточно ли информации в открытом доступе?

— Львиная доля информации для проекта взята из того самого сообщества в ВКонтакте. Но в библиотеку я тоже ходил. Что-то на выставках смотрел. В 2017 году была выставка в Кремлёвке — я «контрабандой» перефотографировал уникальный альбом. До архива не добрался: и так литература подворачивалась. Вячеслав Волхонский, научный сотрудник Новгородского музея-заповедника, подсказал случайно, что на сайте видел альбом инженерных чертежей нашего моста. Я нашёл и в тот же день купил, не торгуясь. Но многое всё равно приходилось додумывать самому.

Не страшно было брать на себя такую ответственность?

— А что делать? К примеру, мне до сих пор до конца непонятно, как была устроена разводная, поворотная часть моста. По-моему, она есть всего-то на четырёх фотографиях. Логику приходилось включать, искать варианты. Как-то по пути в Москву я заезжал в Тверь: пару часов фотографировал их нынешний мост, по нему можно судить, как примерно это выглядело у нас. В Питере есть схожие конструкции, в Будапеште довелось бывать — весь мост исползал, смотрел, как что устроено. Опять же узнал, что в Питере есть модель новгородского моста по проекту Рейхеля. До этого она хранилась бог знает где. Теперь доступна для знакомства — я съездил, сделал снимки…

Каков процесс создания ролика? Вот вы изучили фотографии и — давай на глазок?

— Теоретически довольно трудно объяснить. Но, в общем, да. Где взять размеры моста? Книга чертежей у меня появилась, когда всё было почти готово. Поэтому на начальном этапе берёшь GoogleMaps и смотришь: 215 метров с берега до берега. Нужно в них уложиться. Далее фотографию располагаешь как фон, на её основе уже проецируешь. Я пытался попасть в реальные размеры. Если бы делал приблизительно, может, дело бы шло быстрее.

Что о вашем труде сказали учёные мужи? Ведь ничего подобного у новгородских исторических объектов не было?

— Да, пожалуй, не было. Вообще, во время работы я контактировал с новгородскими историками: с Вячеславом Волхонским, Ильей Хохловым, Айваром Степановым. В целом сказали, что вышло неплохо. Хотя, конечно, есть и замечания.

А перспективы? Неужели, затратив столько времени, вы поставите точку в этом деле?

— Сейчас надо отдохнуть. Великий мост психологически давил на меня больше трёх лет. А там видно будет. В начале работы была идея создать виртуальную реальность: надеваешь шлем, и вокруг тебя — прошлое. Может быть, в дальнейшем идея эта получит развитие. Знаю, что в нашем университете подобным занимаются. Но конкретных планов не строил, просто хотелось доделать. Если роликом заинтересуется музей, я готов его подарить.

И всё же каковы планы на будущее?

— С Ильей Хохловым есть идеи на следующий проект. Его интерес на данный момент — Алексеевская, Белая башня. У Вячеслава идея — поработать с Новгородским кремлем. Но это — огромный труд. Пара объектов меня очень интересует. К примеру, старый вокзал, что был напротив «Алкона». Там во дворах до сих пор рельс из земли торчит. Короче, идей-то много, но с учётом скорости создания что-то прогнозировать боюсь.

***

15-минутный ролик Дениса Фёдорова сделан с помощью бесплатного софта. Пакет Blender — это профессиональное открытое программное обеспечение для создания трёхмерной компьютерной графики. Пользуется большой популярностью среди бесплатных 3D-редакторов благодаря быстрому стабильному развитию и технической поддержке.

***

Голос фильму «Великий мост» подарил сервис Yandex SpeechKit. Программа позволяет распознать или озвучить любой текст на нескольких языках.

НОВГОРОДСКИЕ МОСТЫ

Новгородские летописи содержат много упоминаний о мосте, уже к XIII столетию получившем имя «Великий». Жизнь на мосту бурлила. Иногда здесь разыгрывались драматические события: новгородцы творили суд, сбрасывая в Волхов приговорённых к смерти. Такой же способ выбрал для расправы с новгородцами во время Опричного погрома царь Иван Грозный.

В 1697–1699 годах новгородцы впервые построили частично каменный мост.

С появлением Петербурга значение Волховского моста возросло. В 1824 году строившееся тогда шоссе Петербург — Москва достигло Новгорода, и «главноначальствующий путями сообщения» герцог Александр Виртембергский распорядился составить проект моста через Волхов. Автором проекта стал инженер-полковник Казимир Рейхель.

Мост Рейхеля прослужил новгородцам около 70 лет. К концу XIX века он обветшал, и было принято решение соорудить новый. В 1898 году начались работы по возведению нового, автором проекта стал инженер Г.Н. Соловьёв. Новый мост с высокими железными фермами держался на семи отремонтированных опорах своего предшественника.

Как и многие другие сооружения в городе, мост не смог пережить Великую Отечественную войну. В августе 1941 года отступавшие советские войска взорвали его разводную ферму. Захватившие город немцы соорудили на её месте временный настил, однако в ночь на 20 января 1944 года, покидая Новгород под напором советских войск, полностью разрушили мост. Его остатки были разобраны в послевоенные годы.

По материалам Ильи Хохлова и Вячеслава Волхонского

Смотреть видео