Пятница, 22 ноября 2024

Мария Клапатнюк

Совсем как настоящий

На то, чтобы модель моста максимально соответствовала реальности, Денис потратил больше трёх лет.

Фото: Компьютерная визуализация Дениса Фёдорова

Многовековую историю мостостроения новгородец уложил в научно-популярный компьютерный видеоролик

Деятельный интерес к истории родного города у Дениса ФЁДОРОВА проснулся случайно — наткнулся на архив старых фотографий, затем захотел поделиться знаниями с земляками. А потом сам не заметил, как на годы погрузился в создание качественных 3D-визуализаций. На днях в свободном доступе в Сети был опубликован пятнадцатиминутный фильм, посвящённый новгородскому Великому мосту. Такого портфолио у городских исторических объектов ещё не было.

Денис, вы — историк по образованию?

— Нет.

Ваша работа связана с 3D-моделированием?

— Нет.

Может быть, вы — инженер-мостостроитель?

— Нет…

Тогда что именно вас зацепило? Должны быть основания для того, чтобы три с половиной года заниматься такой специфичной работой, как компьютерная визуализация переправы через Волхов?

— С работой это точно никак не связано. Первичен был интерес к истории. Мой друг коллекционер Алексей Фиников познакомил меня с группой «Великий Новгород — прошлое в фотографии» в соцсети. Там я сделал для себя массу открытий, хотя сам — коренной новгородец. Было это лет 6–7 назад. Потом, гуляя по городу, рассказывал знакомым, что где было и как выглядело. Проникся, короче. Возникла идея прошлое это не на пальцах показывать. Что есть ещё, кроме фотографий? Подвернулись компьютерные реконструкции — вещь давно известная, много народу этим занимается. Люди восстанавливают определённые объекты, защищают научные работы.

Но вы вошли в эту сферу с нуля?

— Абсолютно. Я — продвинутый компьютерный пользователь, но с 3D-моделированием дела не имел. Попробовал одну программу, перешёл на другую — бесплатную. И дело пошло. Просто состыковались два направления — интерес к истории и моделирование. Появилось хобби, которое с тех пор съедает всё моё свободное время. Первый проект касался часовни Чудного Креста у Волховского моста, второй был посвящён Мало-Кирилловскому монастырю. Великий мост оказался очень масштабным. У меня изначально была идея показать грандиозную «штуку» инженера Соловьёва из XX века, разрушенную потом немцами. Но постепенно всё это разрослось в историческое повествование — как изначально было.

Чем пользовались в работе, достаточно ли информации в открытом доступе?

— Львиная доля информации для проекта взята из того самого сообщества в ВКонтакте. Но в библиотеку я тоже ходил. Что-то на выставках смотрел. В 2017 году была выставка в Кремлёвке — я «контрабандой» перефотографировал уникальный альбом. До архива не добрался: и так литература подворачивалась. Вячеслав Волхонский, научный сотрудник Новгородского музея-заповедника, подсказал случайно, что на сайте видел альбом инженерных чертежей нашего моста. Я нашёл и в тот же день купил, не торгуясь. Но многое всё равно приходилось додумывать самому.

Не страшно было брать на себя такую ответственность?

— А что делать? К примеру, мне до сих пор до конца непонятно, как была устроена разводная, поворотная часть моста. По-моему, она есть всего-то на четырёх фотографиях. Логику приходилось включать, искать варианты. Как-то по пути в Москву я заезжал в Тверь: пару часов фотографировал их нынешний мост, по нему можно судить, как примерно это выглядело у нас. В Питере есть схожие конструкции, в Будапеште довелось бывать — весь мост исползал, смотрел, как что устроено. Опять же узнал, что в Питере есть модель новгородского моста по проекту Рейхеля. До этого она хранилась бог знает где. Теперь доступна для знакомства — я съездил, сделал снимки…

Каков процесс создания ролика? Вот вы изучили фотографии и — давай на глазок?

— Теоретически довольно трудно объяснить. Но, в общем, да. Где взять размеры моста? Книга чертежей у меня появилась, когда всё было почти готово. Поэтому на начальном этапе берёшь GoogleMaps и смотришь: 215 метров с берега до берега. Нужно в них уложиться. Далее фотографию располагаешь как фон, на её основе уже проецируешь. Я пытался попасть в реальные размеры. Если бы делал приблизительно, может, дело бы шло быстрее.

Что о вашем труде сказали учёные мужи? Ведь ничего подобного у новгородских исторических объектов не было?

— Да, пожалуй, не было. Вообще, во время работы я контактировал с новгородскими историками: с Вячеславом Волхонским, Ильей Хохловым, Айваром Степановым. В целом сказали, что вышло неплохо. Хотя, конечно, есть и замечания.

А перспективы? Неужели, затратив столько времени, вы поставите точку в этом деле?

— Сейчас надо отдохнуть. Великий мост психологически давил на меня больше трёх лет. А там видно будет. В начале работы была идея создать виртуальную реальность: надеваешь шлем, и вокруг тебя — прошлое. Может быть, в дальнейшем идея эта получит развитие. Знаю, что в нашем университете подобным занимаются. Но конкретных планов не строил, просто хотелось доделать. Если роликом заинтересуется музей, я готов его подарить.

И всё же каковы планы на будущее?

— С Ильей Хохловым есть идеи на следующий проект. Его интерес на данный момент — Алексеевская, Белая башня. У Вячеслава идея — поработать с Новгородским кремлем. Но это — огромный труд. Пара объектов меня очень интересует. К примеру, старый вокзал, что был напротив «Алкона». Там во дворах до сих пор рельс из земли торчит. Короче, идей-то много, но с учётом скорости создания что-то прогнозировать боюсь.

***

15-минутный ролик Дениса Фёдорова сделан с помощью бесплатного софта. Пакет Blender — это профессиональное открытое программное обеспечение для создания трёхмерной компьютерной графики. Пользуется большой популярностью среди бесплатных 3D-редакторов благодаря быстрому стабильному развитию и технической поддержке.

***

Голос фильму «Великий мост» подарил сервис Yandex SpeechKit. Программа позволяет распознать или озвучить любой текст на нескольких языках.

НОВГОРОДСКИЕ МОСТЫ

Новгородские летописи содержат много упоминаний о мосте, уже к XIII столетию получившем имя «Великий». Жизнь на мосту бурлила. Иногда здесь разыгрывались драматические события: новгородцы творили суд, сбрасывая в Волхов приговорённых к смерти. Такой же способ выбрал для расправы с новгородцами во время Опричного погрома царь Иван Грозный.

В 1697–1699 годах новгородцы впервые построили частично каменный мост.

С появлением Петербурга значение Волховского моста возросло. В 1824 году строившееся тогда шоссе Петербург — Москва достигло Новгорода, и «главноначальствующий путями сообщения» герцог Александр Виртембергский распорядился составить проект моста через Волхов. Автором проекта стал инженер-полковник Казимир Рейхель.

Мост Рейхеля прослужил новгородцам около 70 лет. К концу XIX века он обветшал, и было принято решение соорудить новый. В 1898 году начались работы по возведению нового, автором проекта стал инженер Г.Н. Соловьёв. Новый мост с высокими железными фермами держался на семи отремонтированных опорах своего предшественника.

Как и многие другие сооружения в городе, мост не смог пережить Великую Отечественную войну. В августе 1941 года отступавшие советские войска взорвали его разводную ферму. Захватившие город немцы соорудили на её месте временный настил, однако в ночь на 20 января 1944 года, покидая Новгород под напором советских войск, полностью разрушили мост. Его остатки были разобраны в послевоенные годы.

По материалам Ильи Хохлова и Вячеслава Волхонского

Смотреть видео