Как московский психолог решил переквалифицироваться в сельского учителя. И что из этого вышло
Знакомьтесь, Ярослав АРТЮХИН — куратор программы «Учитель для России» в Новгородской области. При этом диплома профильного вуза у него нет. Но в том-то и особенность названного проекта: стать его участником может любой россиянин, имеющий высшее образование, не обязательно педагогическое, желающий попробовать себя на учительском поприще. Так, собственно, несколько лет назад Ярослав и попал в программу. И, пройдя курс молодого бойца, то есть педагога, поехал на два года учителем истории и обществознания в одну из сельских школ Тамбовской области.
— Ярослав, что же вас, москвича, дипломированного психолога, сподвигло оставить столицу и отправиться в Центрально-Черноземную Россию, как вы сами назвали Тамбовский регион в своем интернет- дневнике «Хождение то ли за три моря, то ли по мукам, то ли в народ...»?
— Я еще старшеклассником стал ездить вожатым в летний лагерь. И мне нравилось. Да, учился в Москве в РАНХиГС по специализации «Психология управления» и, наверное, мог бы карьеру сделать, разбирая хитросплетения участников менеджмента, но к последнему курсу понял, что это — не совсем мое. От друзей узнал о проекте «Учитель для России» и решил подать заявку на учителя общественных дисциплин. Прошел отбор, летний пятинедельный интенсив по педагогике и методике преподавания, разработанный ВШЭ специально под формат проекта, и отправился в Сабуро-Покровский филиал Никифоровской средней школы № 1 Тамбовской области.
— Судя по вашим «Хождениям», учили и учились одновременно?
— А как иначе! Быть учителем — полезно. Причём как для ребят, у которых ведешь уроки, так и для себя: много интересного и важного узнаёшь о себе через работу и школьников.
Если говорить о том, как в рамках проекта из непедагогов делают педагогов, то обучение идет все два года. Изначально опытные специалисты снабжают ребят набором первой необходимости, позволяющим начать работать в классе. И дополняют его уже потом — в процессе урочной работы участников. К ним на занятия регулярно приезжают кураторы, которые помогают разложить по полочкам ведение уроков. Если у начинающего предметника есть пробелы по дисциплине в классе, подключают экспертов из Москвы, Санкт-Петербурга. Есть трудности в методике преподавания — делают упор на этом. Кроме того, ребята регулярно ездят в другие участвующие в проекте регионы — на различные тренинги, конференции, мастер-классы, обмениваются опытом с друзьями из своего же набора. Так что к окончанию двухгодичного контракта с общеобразовательным учреждением учителя из проекта набираются и опыта, и креативных подходов в работе с детьми, и чувствуют себя уверенно в классе.
Говорю так убежденно, потому что сам прошел через это.
— Вы после окончания контракта могли продолжить учительствовать в Тамбовской области. Однако не остались там. Почему?
— Собирался. Но предложили стать куратором «Учителя для России» в Новгородской области, которая присоединилась к проекту в 2018 году. Я согласился и переехал в город на Волхове. Большую часть своего времени отдаю как наставник учителям-новичкам, которых сейчас 23, и трудятся они в 10 школах региона. Но и про детей не забываю: в библиотечном центре «Читай-город» готовлю старшеклассников к ЕГЭ — по истории и обществознанию.
— На учителя для России могут заявиться и дипломированные педагоги. Не ставит ли это в неравные условия других участников?
— Нет. Действительно, в проект приходят специалисты после педвузов, как правило, молодые, которые говорят, мол, мы много знаем о традиционном школьном образовании и хотим работать с детьми, но по-другому, научите нас новому.
Что касается их специальной подготовки, то из личных наблюдений и опыта могу сказать, что она зачастую мешает ребятам нестереотипно подходить к урочному процессу.
Приведу пример: принято нормой считать, когда учитель у доски что-то вещает классу. А я иногда вел рассказ, стоя у задней стенки. Что это дает? Дети начинают иначе воспринимать информацию: они могут продолжать сидеть ко мне спиной или развернуться. Я таким образом выдергиваю их из привычного положения, и они начинают понимать в том числе и по поводу вариативности точек зрения, действий людей.
— Ну хорошо, ради достижения детьми результатов уроки можно и вне стен школы, и даже стоя на парте, наверное, проводить. Но ведь основа методики преподавания и в Тамбове, и в Великом Новгороде — одна. Или?
— База — да. Но она не исключает новых форм работы с ребятишками. И тут все зависит от фантазии учителя. Я, к слову, использовал «Альмономах» — от сочетания слов «альманах» и «Владимир Мономах».
Предлагал детям сверстать одну или несколько газетных страниц, вынести в заголовки явления, понятия в зависимости от того, какая цель стоит на конкретном уроке, найти иллюстрацию или схему. Это помогало им выбирать, что важно в теме, ключевые слова и понятия и соотносить события, аргументировать, что из этого должно войти в финальный вариант, что — нет.
Старшеклассникам было интересно, поскольку они достаточно вовлечены в текущую ситуацию в мире, стране, спрашивали и про политику, и про деньги. И уроки экономики у меня были построены по принципу финансовой грамотности. Мы обсуждали, какую кредитную карту выбрать, что такое кэшбэк, семейный бюджет.
— Вы сказали, что за два года школьной жизни участники учительского проекта набираются опыта, показывают неплохие результаты. Вам есть чем или кем гордиться?
— Три моих ученика заняли призовые места в заочных турах олимпиад МГУ, РАНХиГС и МФТИ, и это дало им возможность получить дополнительные баллы к тем, что заработали за ЕГЭ. Еще один мой подопечный поступил в МГТУ им. Баумана. Это однозначно значимый результат моей работы как предметника.
— Проект «Учитель для России» финансово поддерживают партнеры. Участники, пока два года трудятся в общеобразовательных учреждениях страны, к школьной заработной плате получают еще ежемесячно 20 тыс. рублей стипендии и 15 тыс. рублей на аренду жилья — в случае переезда в другой регион. Если бы не эта дополнительная прибавка, возможно, и не было бы такого количества желающих попасть в программу?
— Если бы к нам шли только из-за денег, то не уходили бы. А случается, что ребята выходят из проекта — по разным причинам, в том числе и потому, что поняли: учительство — не их путь.
Вообще, люди с меркантильным настроем отсеиваются еще на стадии прохождения конкурсного отбора — есть психологические маркеры, позволяющие выявить такую цель человека.
Как показывает статистика за пять лет реализации проекта «Учитель для России», 90% участников после завершения контрактов остаются в сфере образования. Из них около 30% — в том регионе, где отработали два года.
Как раз сейчас идет приём заявок на сезон 2020 года. Предполагаем, что 160 прошедших подготовку педагогов 1 сентября придут на работу в школы в регионах страны. В том числе и в Новгородскую область.
* * *
Из «Хождений» Ярослава Артюхина:
«Чтение — вот главное (м)учение! Социальные науки подразумевают работу с текстом — это очевидно. Но не все ребята уверенно и бегло читают, особенно — сложные слова, понятия, непривычные имена и т.д. Далеко не все выделяют смысл прочитанного куска. Задания, в которых «многабукав», воспринимаются без энтузиазма, причем не важно, читать их надо или писать. Кажется, впереди этих ребят ждёт много разочарований...».