Воскресенье, 22 декабря 2024

Анна Мельникова

Зоны активности,

Алексей Гаврилов — автор дизайн-проекта «Точка кипения» в театре драмы имени Достоевского. В его создании ему помогали пять студенток кафедры.

Фото: Анны МЕЛЬНИКОВОЙ

или Как не допустить издевательств над городской средой

Общественные территории Великого Новгорода и районов области благоустраиваются. О том, как грамотно надо улучшать и трансформировать городскую среду, «НВ» поговорили с руководителем кафедры дизайна НовГУ, архитектором Алексеем ГАВРИЛОВЫМ.

— Алексей Михайлович, давайте для начала определимся с понятием «комфортная городская среда».

— Некоторые думают, что «комфортная» — это когда посадил на клумбах в городе цветочки, и стало красиво и комфортно. Сейчас этого недостаточно.

Комфортный город должен быть в первую очередь удобным, гармоничным с точки зрения транспортной инфраструктуры, ландшафта, экологии, безопасности, культурной и социальной среды и многого другого.

Комфортная среда парка должна человека задержать своим функциональным и эстетическим наполнением на какое-то время. Качественное покрытие пешеходных путей, малые архитектурные формы с разработанными и профессионально выполненными информационными конструкциями должны дополнять и обогащать пространство.

— Как, по вашему мнению, должен с точки зрения урбанистики развиваться Великий Новгород?

— Многое зависит от позиции чиновников и, конечно, воли самих граждан. Но к обсуждению этого вопроса необходимо активно привлекать и предпринимателей, чтобы совместными усилиями создавать комфортный город. Если бы в настоящее время не было федеральных программ, то и финансовых возможностей не хватило бы для приведения городской среды в надлежащий вид. Великий Новгород должен активно развиваться за пределами исторической части. Его спальные микрорайоны нуждаются в современной архитектуре и интересной инфраструктуре. Хотелось бы нашим потомкам оставить такие постройки, чтобы лет через 100 на них специально приезжали посмотреть гости города. Например, здание театра драмы. Его критикуют за неудачные расположение и стилистику для исторического центра города. Однако многие российские специалисты архитектуры, дизайна, зная о его архитектурных особенностях, когда приезжают к нам, просят меня обязательно показать театр. Это здание — один из немногих оставшихся объектов модернизма. За ним нужно следить, вовремя обновлять, и, возможно, через полвека он станет новым местом для туристического маршрута, как и кремль.

— Сейчас много говорят о дизайн-коде. Вопрос, вводить или не вводить его, не стоит. Но как это сделать правильно?

— Дизайн-код Великому Новгороду нужен, он регламентирует и упорядочивает архитектуру и рекламу, убирает из среды визуальный шум, который негативно воздействует на психику человека, создает качественный внешний облик городской среды. Когда у одного здания несколько входных групп и все выполнены в различных стилях, и рядом совершенно разные по стилистике павильоны, это создает визуальную дисгармонию городской среды. Между тем регламенты дают возможность правильно оформлять инфраструктуру. Если профессионально обозначить параметры вывесок, павильонов, дверных проёмов, крылечек и всего прочего, то визуального шума станет меньше.

— Хотелось бы, чтобы у Великого Новгорода был свой оригинальный дизайн-код?

— Конечно. Было бы странно, если бы, например, в качестве отделочного материала фасадов был рекомендован, допустим, ракушечник, который широко используют на юге. При составлении дизайн-кода нужно учитывать специфику региона, традиции и смыслы.

— Какую общественную территорию из тех, что сейчас благоустроена, вы бы выделили?

— Учитывая, как был обыгран сложный рельеф территории, это сквер Водников. Несмотря на небольшую площадь, этот сквер часто посещают горожане и туристы в будние дни. Люди разных возрастов там находят себе занятие — прогулка, отдых, фотографирование, игровой комплекс. Вообще, хочется, чтобы каждая общественная территория имела свою определённую особенность с зоной активности. Нередко при обсуждении концепции парков люди просят одно и то же: песочницы, карусели, тренажёры. Но это всё можно установить и у себя во дворе. А общественные территории могут быть тематическими.

https://novvedomosti.ru/images/photos/85-887-17.jpg
Сквер Водников у моста Александра Невского – наиболее удачный пример благоустройства общественной территории. Фото Фархада Юсупова

— Между тем в центре Великого Новгорода достаточно заброшенных зданий, которые уродуют облик города. Взять хотя бы бывшую баню на улице Великой рядом со сквером Водников.

— Надо спрашивать с тех лиц, которые ранее своими решениями довели здание до этого состояния. Есть ещё пример — территория бывшего завода «Волна». Один из владельцев снёс свою часть каркаса недостроенного здания. И вместо того, по моему мнению, чтобы вынести ему благодарность за демонтаж строения, долгие годы портящего городскую среду, его оштрафовали за то, что сносимые конструкции складировались непосредственно на почву. Более того, предприниматель планирует строительство торгово-развлекательного центра на освободившейся площади и делает проект благоустройства за свой счет. Многим жителям города не понравилось, что уберут деревья. Бизнесмен согласился исправить зону паркинга и сохранить деревья, но возникла проблема: чтобы эту территорию сделать красивой и комфортной, необходимы общее решение фасадов и согласование с другим собственником заброшенного здания.

— Новгородцы очень болезненно реагируют на вырубку деревьев в городе.

— Мои знакомые из других городов отмечают, что в Новгороде люди помешаны на борьбе за деревья. Это, с одной стороны, хорошо, деревья — лёгкие города, но с другой стороны, город становится заросшим, зелёные зоны требуют подрезки, стрижки и тому подобного. Мы хвалимся, что наши предки грамотно проектировали город. Ранее каждая башня кремля визуально была связана с улицами Софийской стороны города, но сегодня Кремлёвский парк настолько зарос, что через него ничего не видно. Только купола Софийского собора можно увидеть со стороны Большой Санкт-Петербургской улицы. Парк надо расчищать, создавать в нём визуальные коридоры, наполнять зонами активности. В нём нужно провести санацию деревьев.

— Насколько активно ваших студентов привлекают к подготовке проектов по благоустройству общественных территорий и улиц?

— Более 10 лет назад студенты делали проекты, чтобы получить соответствующие знания и оценку. Вопрос с конкретным воплощением не стоял. Сейчас установка другая — каждый проект ориентирован на реального заказчика. Например, дипломная работа выпускника кафедры дизайна НовГУ Игоря Ромашко легла в основу проекта КБ «Стрелка» по реконструкции улицы Ильиной, преобразования которой должны начаться в 2021 году.

Все архитекторы и дизайнеры Центра развития городской среды — это выпускники НовГУ. Они создали концепцию парка для Холма, участвовали в работе над проектом набережной для Старой Руссы. И обе заявки были одобрены на Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды.

— А сейчас над чем трудятся ваши студенты?

— В сентябре для жителей Деревяницкого микрорайона студенты кафедры дизайна провели презентацию пяти проектов благоустройства берёзовой рощи. Надеюсь, в ноябре встретимся с его жителями и определим окончательный вариант, который будет заложен в проектно-сметную документацию.