Понедельник, 23 декабря 2024

Людмила Данилкина

Ищите жизнь

На подготовку второго поэтического сборника у автора ушло 12 лет

Фото: из архива Светланы КОЛОТУШКИНОЙ

Разговор о талантах и графоманах, о потребности внутренней работы над собой, об умных детях и их стремлениях…

В новгородских литературных кругах Светлана КОЛОТУШКИНА (Амбрасовская) — известный человек. Член Союза писателей России — в региональном отделении организации она курирует молодёжное крыло, руководитель театральной студии «Софит» при Дворце детского творчества имени Лёни Голикова, организатор конкурсов, составитель литературных сборников, поэт. На этой неделе она презентовала свою новую книгу «Ищите жизнь».

Светлана, в Великий Новгород вы переехали из Санкт-Петербурга, где у вас была насыщенная литературная, публичная деятельность. Почему решили оставить культурную столицу?

— Это решение возникло не вдруг. Мое становление происходило в Ленинграде, в котором жизнь протекала более спокойно, чем в современном Санкт-Петербурге. А вот период творческого самоопределения пришелся на эпоху перемен в России. Я была актером Театра поэтов «Послушайте!» — мы читали свои стихи у памятников, на площадях. Нам были доступны лучшие сценические площадки города — арт-кафе «Бродячая собака», Фонтанный дом, концертный зал Смольного… Мы активно привлекали людей к литературному процессу, будили интерес к поэзии, прозе, публицистике.

Но темпоритм Петербурга постепенно становился другим. Новые большие районы меняли и меняют облик города. Жизнь ускоряется, и люди уже не обращают внимания ни на что, кроме своих дел.

Я по прежней работе много ездила по стране, видела разные места от Мурманска до Новокузнецка и оценивала их с точки зрения комфортности жизни. Для переезда рассматривала Выборг, Псков, Гатчину. В Новгород в первый раз попала летом, и город мне понравился во всех отношениях. А потом как-то сон приснился, что я стою на мосту через Волхов и рассказываю кому-то из гостей о моём Новгороде.

В детстве, юности многие пишут стихи. Но далеко не все становятся поэтами. Как было у вас?

— Меня воспитывали дедушка с бабушкой. Дедушка, Михаил Яковлевич Миронов, — Герой Советского Союза. Его дважды в годы Великой Отечественной войны представляли к этой награде. В первый раз как снайпера, но тогда Звезду Героя не дали. Звание он получил за бой у деревни Романовка в Ленинградской области в 1944 году — командир стрелковой роты, старший лейтенант Миронов, будучи тяжело раненным и контуженным, 15 часов вел бой с противником, взяв на себя ещё и командование другой ротой.

Из армии его комиссовали по состоянию здоровья — ноги ему медики по частям собирали. После войны он получил юридическое образование, был судьей, адвокатом. Получил звание Заслуженного юриста РСФСР.

У нас в семье было заведено читать вслух и обсуждать произведения. У дедушки имелась большая библиотека. Он любил книги и меня приучил к чтению, привил хорошие манеры, так как сам был очень воспитанным человеком, научил ценить настоящее. В нашей квартире часто бывали гости, в том числе писатели, журналисты. Так что росла я в творческой атмосфере.

Мы с мужем недавно готовили к передаче в музей награды и документы дедушки. Разбирая домашний архив, нашла свои письма к нему и в них стихи — мне тогда лет 10 было, но уже рифмовала. Правда, довольно долго я всерьез не относилась к своему увлечению. Записывать тексты стала лишь в 20 лет, когда поняла, что поэзия для меня не просто хобби.

«Ищите жизнь» — второй ваш изданный поэтический сборник. С момента выхода первого — «Аквариум города» — прошло 12 лет. С чем связан такой длительный перерыв?

— Пишу много. Но отношусь к своим строкам всегда критично. Сейчас меня устраивает стихотворение, а спустя какое-то время понимаю, что его нужно переделать, что оно недостаточно хорошее, потому что я за этот период технически выросла и вижу огрехи, которых ранее не замечала.

И если текст лежит в столе, то к нему можно вернуться. А вот если он напечатан в книге, то уже нет. Поэтому для издания отбираю стихотворения медленно и тщательно, пропуская их через такое критическое сито! В этом и есть причина того, что всего два авторских сборника вышли.

Но если их полистать, то становится понятно, что я поменялась. В «Аквариуме города» больше гражданской лирики, городских зарисовок. В книгу «Ищите жизнь», кроме стихов, вошли и большие формы. К темам добавилась любовная лирика, спасибо за это супругу Валерию, с которым мы вместе и в творческой жизни, и в обычной. И тема пути к Богу. Точнее, она была для меня интересна всегда, но только с возрастом пришли нужные слова, чтобы описать духовные искания.

В январе исполнилось семь лет театральной студии «Софит», которую вы создали и возглавляете. Какие ребята приходят к вам заниматься?

— Не все имеют артистические способности, но однозначно все — умные дети. Многим актерское и ораторское мастерство нужно для будущей профессии. Но в студию, как мне кажется, ребята приходят ещё и за арт-терапией. В школах они по большей части отвечают то, что от них хотят услышать, а не то, что думают на самом деле. А потребность высказать своё мнение присутствует. Как и потребность переключаться с уроков и репетиторов на другие вещи. «Софит» — это в некотором роде и дискуссионный клуб тоже: мы обсуждаем то, что узнали, изучили, увидели.

Обязательно читаем вслух. Начинаем с басен, стихотворений, прозаических отрывков, затем идут пьесы. Некоторые поначалу читают по слогам, и это отнюдь не учащиеся начальной школы, но постепенно уровень воспроизведения текстов повышается. Драматургический материал ребята выбирают сами — мы до 30 пьес вместе разбираем, прежде чем определиться. Ставим в основном современных авторов, проблематика произведений которых близка юным артистам.

Знаком качества Новгородского регионального Совета молодых литераторов Союза писателей России отмечены сборник «Стихи» Сергея Иванова, книга «Ищите жизнь» Светланы Колотушкиной. Получит такую отметку и готовящийся к выпуску альманах «Новгородский Детинец».

Ваши студийцы участвуют в разных конкурсах, в частности чтецов. Записывают ролики своих выступлений для соцсетей. Как такие проекты влияют на детей?

— В период пандемии «Софит» стал больше использовать возможности Сети — мы записываем стихи и даже спектакли. Но онлайн-показы — лишь подмена реальной сценической жизни. И об этом сейчас многие специалисты говорят.

Что касается конкурсов, то тут не всё так однозначно. С одной стороны, участники серьезно готовятся, а это дисциплинирует, воспитывает ответственность, они учатся добиваться результата. С другой же, творчество всегда воспринимается субъективно, в том числе и членами жюри. Бывают примеры и откровенно несправедливого судейства.

Сегодня не проблема и свои стихи, рассказы, романы опубликовать в Интернете — разместил в соцсети, получил лайки от друзей, и всё — считаешь себя поэтом или писателем…

— К сожалению, вы правы. Сейчас практически нет литературной критики и обязательного обращения к ней. А при низкой начитанности ребята могут за хороший текст принять и откровенно низкопробное сочинительство. Да чего уж греха таить, был период, когда и в Союз писателей России принимали с разным качеством литературного материала, и даже в наших рядах встречаются графоманы. Но сейчас в центральном Правлении Союза возвращаются к практике вступления через приёмную комиссию.

Мы с мужем в нашем региональном отделении Союза курируем молодёжный блок. Провели два областных конкурса «НОВГОРОДский ДЕТИнец». Сейчас занимаемся вычиткой и подготовкой альманаха с одноименным названием — в него войдут лучшие работы начинающих авторов и членов жюри, а это известные прозаики и поэты из разных городов России. Готовимся объявить следующий конкурс.

В прошлом году решили, что будем ставить на изданные сборники своеобразный «знак качества» — логотип Новгородского регионального Совета молодых литераторов Союза писателей России — это для потенциального читателя маркер, что в книге он найдет достойные тексты.

На самом деле в нашей области много подающих надежды ребят. Но им не хватает технического мастерства, навыков самокритики. Когда-то в Новгороде при Дворце детского творчества имени Лёни Голикова действовало литературное объединение. Хотелось бы возобновить эту работу — таланты нужно обучать и воспитывать, из ниоткуда они не берутся.