Понедельник, 23 декабря 2024

Людмила Данилкина

Гуляют песни звонко

Фото: из архива Александра ГАНИЧЕВА

Руководитель продюсерского центра «Русская гармонь» убеждён: играть и петь под трёхрядку будут всегда

Вся жизнь московского центра «Русская гармонь» проходит в дороге — новые города, новые концерты. Его руководитель, заслуженный гармонист России Александр ГАНИЧЕВ, говорит, что график выступлений участников объединения расписан на год вперёд, и даже пандемия не смогла помешать планам.

В нашей области Ганичев и компания — частые и желанные гости. В последний свой приезд музыканты представили новую программу не только в Великом Новгороде, но и в Старой Руссе, Шимске, Окуловке, Боровичах, Валдае...

— Я если дома в Москве на неделю остаюсь, то начинаю хандрить — тянет в путь. Понятно, что всех участников продюсерского центра невозможно взять с собой, поэтому формируем, как сейчас принято говорить, мобильную бригаду и — в дорогу, — начинает беседу Александр Николаевич.

Вы с гармошкой — с шести лет. При этом музыкального образования нет...

— Да, я самоучка. О том, чтобы я научился играть, мечтал мой отец, Николай Иванович. Он сам хотел меха растягивать, но не дано это было ему. Поэтому, чтобы у меня была своя гармошка, он собрал и сдал целую машину лыка и на полученные 60 рублей купил мне с рук инструмент. По тем временам 60 рублей — это огромные деньги были, средние зарплаты тогда выплачивались в размере 90 рублей.

Так что учился я исполнять мелодии на старенькой хромке. Музыкальной школы в радиусе 100 км не было. Пришлось все подбирать на слух. Вот так по сей день и играю. Помню, что первая композиция, которую разучил, была «Коробейники». Потом освоил любимую отцовскую песню «Крейсер «Аврора» и везде, где мог, её исполнял. А у той моей хромки, пока учился, меха порвались и планки поотлетали. Но потом всё восстановили, и сейчас я храню эту гармонь в память об отце.

Вы в 1990 году закончили Вологодский молочный институт, вернулись в свою деревню Новая Старина, где в колхозе сменили отца на посту главного инженера. Что было потом?

— Мне нравилось заниматься молочным животноводством, и я полагал, что буду спокойно жить и трудиться в колхозе. Но затем случился 91-й год. Союз развалился, а вместе с ним ушли в небытие и сельские организации. Нужно было думать, чем кормиться. И я поехал к сестре в Москву, где мы с ней открыли фирму туристической направленности. И на какое-то время это стало для меня основным видом деятельности. Но с появлением Интернета потребность у людей в посредниках по организации туров начала уменьшаться. И 10 лет назад передо мной снова встал вопрос: что дальше? Задумался: а что вообще умею делать? Да, я — инженер-механик, но за годы технологии ушли далеко вперёд, и, по сути, нужно было заново учиться. А ещё играю на гармошке: достал инструмент с антресолей и решил, что уж в столице точно сумею заработать — на свадьбах, торжествах, праздниках.

И так получилось, что в это же время на улице на глаза попалось объявление о концерте гармонистов. Купил билет и пошёл в зрительный зал, точно уверенный в том, что уж я-то играю хорошо. Но когда услышал Сергея Ижукина, Алексея Мазурова, Игоря Шипкова, Сергея Борискина и других участников этой программы, понял, что мне до них расти и расти.

Познакомился с музыкантами, а гармонисты — люди открытые и компанейские, рассказал о себе. И предложил им, используя свои навыки работы и связи в туротрасли, организовать на Селигере фестиваль. Сказано — сделано. У нас был целый гармонетеплоход, курсировавший по озеру, на котором собрались лучшие исполнители России и где наигрыши, частушки, песни звучали 24 часа в сутки. И вот тогда я понял, что гармоникой можно зарабатывать не только на свадьбах и днях рождения, но и на концертах. Так и возник продюсерский центр.

«У нас уже на год вперёд расписан концертный график. Он у меня в телефоне. Сейчас открою и скажу, когда в следующий раз продюсерский центр «Русская гармонь» будет выступать в Великом Новгороде — 29 января 2022 года».

В ваших концертных программах всегда участвуют местные гармонисты. Любой желающий может выйти из зала и сыграть?

— Не совсем так. Мы всегда стараемся показать, что на гармошке можно сыграть всё — от частушек до классики. Поэтому в программу включаем музыкантов разных направлений. И да, всегда рады местным любителям. Желающим показать то, что могут, нужно прислать мне видеозапись своей игры. Виртуозное исполнение не обязательно, но хочется видеть достойный уровень, и тогда мы с удовольствием включим номера этих гармонистов, аккордеонистов, баянистов, это ведь — родственные инструменты, в нашу программу. К слову, год назад в Великом Новгороде с нами в первый раз блестяще выступил школьник Григорий Невмержицкий — он как раз на аккордеоне играет. И теперь мы его регулярно приглашаем. И телевизионную программу про него сняли.

Вы ведёте авторскую программу «Гармонисты России» на телеканале «Жар-птица». Насколько велик интерес соотечественников к русской культуре, народным инструментам?

— Когда 10 лет назад только начали популяризировать это направление, ситуация была катастрофической. Я то и дело слышал, что старшее поколение, привыкшее к гармонике, скоро уйдёт и на наши концерты вообще никто ходить не будет. Люди, если и играли, то изредка, для себя, дома. Шуйская фабрика, знаменитая своими инструментами, из-за того, что спроса не было, перепрофилировалась — стала выпускать гробы. В Туле предприятие практически встало.

Но наша продюсерская компания и центр «Играй, гармонь» Заволокиных руки не опускали: ездили и ездим по городам и весям, ищем таланты, даём им возможность заявить о себе, в том числе и на телевидении. И интерес возродился.

Сейчас в музыкальных школах и училищах снова стали учить игре на духовых язычковых с клавишно-пневматическим механизмом. Фабрики вернулись к производству. Я в Туле заказал специальную, на семь регистров, с полным набором всего необходимого гармошку, так ждал её три года — очередь на инструменты!

Теперь гармонисты и в Государственном Кремлёвском Дворце выступают. Правда, пока не в Большом зале, но дайте время, и до него дойдём. Так, с большим успехом в Дипломатическом зале Дворца прошла программа к юбилею Алексея Мазурова. Осенью 2020-го в Малом зале планировался концерт, посвящённый моему 55-летию, но из-за эпидситуации был перенесён — на октябрь текущего года. Так что, пользуясь случаем, приглашаю новгородцев.

И всё же, что будет с исполнением на гармониках, когда уйдут люди старшего возраста?

— Интерес не исчезнет. Во-первых, потому что движение гармонистов набирает обороты, и, как я уже отметил, молодёжь подтягивается. А во-вторых, потому что у русских людей народность — в крови. В периоды моей школьной, студенческой жизни сверстники слушали эстрадные песни — наши и зарубежные, рок, но никак не наигрыши под гармонь. Моё увлечение друзья тогда не понимали. Несколько лет назад мы встретились с одноклассниками, так вот никто даже не вспомнил о попсе, мы весь вечер пели русские застольные песни. То есть молодость с её модными течениями проходит, и с возрастом хочется задушевных текстов и красивых мелодий, для которых гармонь подходит как никогда.

Насколько хороши гармонисты на Новгородчине?

— У вас довольно много исполнителей. Я бы выделил Старорусский куст, в Шимске есть виртуозы, в Великом Новгороде, в Крестцах. Игра от региона к региону отличается, так и должно быть. У вас того же «Скобаря» по-особенному исполняют, скажем, в Пскове он по-другому звучит. У меня на родине, на Вологодчине, наигрыши очень динамичные, и танцуют под них топотушки, а у вас мелодия более спокойная.

Я люблю приезжать в ваши края. Когда в первый раз собирался с концертом, меня предостерегали, мол, новгородцы себе на уме и не особо приветливы. Ничего подобного! У вас — замечательная публика: открытая, весёлая. Каждый раз я ещё только на сцену вышел, ещё ничего не сказал и не исполнил, а уже звучат аплодисменты, поверьте, так далеко не везде происходит. О чём это говорит? О том, что новгородцы знают и любят народные мелодии и уважают их исполнение на гармонике.