Понедельник, 25 ноября 2024

Василий Дубовский

Норманнский переформат

Лидия Грот на праздновании юбилея «Русского салона» в российском посольстве в Швеции.

Фото: с сайта topdnk.ru

Откуда пошла земля русская — свежий взгляд на старый вопрос

«Уже одно то обстоятельство, что в нашей среде никогда не прекращались сомнения в истине скандинавской теории и возражения против неё, указывает на её недостаточную убедительность».

Д.И. ИЛОВАЙСКИЙ, русский историк, XIX век

И так по сей день. Одним краеугольный камень отечественной истории является в форме Скандинавского полуострова — оттуда, по их мнению, пришёл летописный Рюрик с братьями. Их оппоненты видят, как «призванные княжить» направляются к нам с других берегов. Именно такой точки зрения придерживается кандидат исторических наук Лидия ГРОТ — наша соотечественница, проживающая в Швеции и являющаяся членом общества «Русский салон» — старейшего объединения русских соотечественников в Швеции.

Уже на протяжении нескольких лет она участвует в проходящих в Великом Новгороде Никитских чтениях. В прошлом году прочла доклад о нескандинавском происхождении Рюрика, а теперь показала, что имена Трувора и Синеуса также не относятся к скандинавскому именослову.

Лидия Павловна, не надо быть специалистом, чтобы заметить: Синеус «выпадает» из семьи. Это имя звучит по-славянски.

— Потому-то норманнисты и превращают его в мифического Сигниютра. Ввиду того, что два других имени — Рюрик и Трувор — вывести из древнерусского, как им думается, невозможно.

А возможно?

— Имя Рюрик/Юрик/Юрий — это разные формы одного древнего священного имени из именослова древних русов, тех русов, которых нет в современной исторической науке, но которые обнаруживаются как ДНК-генеалогией, так и историческими исследованиями, в том числе моими. В форме Юрик оно не только известно в именослове Рюриковичей, но и прославлено через христианский именослов, дав имя в том числе и Свято-Юрьеву мужскому монастырю. (См. https://www.novsu.ru/file/1521445).

Это имя (а также этноним и топоним) было распространено у многих народов, населявших Европу. Например, рурики/раурики/rauric — название одной из кельтских этнических групп на территории Галлии. Это в скандинавские именословы Рюрик попал намного позже. В датском обществе это имя не имело распространения вплоть до XIII века. На шведских рунных камнях оно зафиксировано не ранее XI в. (См. http://pereformat.ru/2019/06/groth-name-rurik/.

Через несколько столетий после того, как пришёл к нам. Причём с южного берега Балтики, как вы полагаете. Но почему всё же братьев было именно трое?

— С моей точки зрения, вопрос должен рассматриваться в рамках сакральной русоарийской числовой символики. Древняя традиция триадности поддерживалась в жреческой среде, исповедовавшей традиции поклонения Солнцу в образе Бога. Но данная тема не поднималась в российской исторической науке. Тем более приверженцами норманнизма. Люди, не владеющие скандинавскими языками, отстаивали экстравагантную версию о том, что имена Синеуса и Трувора на самом деле скрывали слова sine hus, означающие «свой род», и thru varing со значением «верная дружина». Но подобная трактовка не соответствует элементарным нормам морфологии и синтаксиса древнескандинавских языков. Тогда ими была предложена архаичная гипотеза о том, что летописные имена князя Рюрика с братьями — искажённые скандинавские имена. На том теперь и стоят, обосновывая выдающуюся роль выходцев со Скандинавского полуострова в создании древнерусской государственности, в развитии городов, в освоении речных путей и т.д.

Как случилось, что вы, будучи по образованию востоковедом, включились в вековой спор по поводу призвания князей?

— Во многом благодаря возможности поработать со скандинавскими источниками после переезда в Швецию. Изучая оригинальные и при этом малоизвестные в России произведения XVI–XVIII вв., я пришла к выводу, что князь по имени Рюрик и варяги из Швеции были первыми звеньями политического мифа, появившегося, как по заказу, именно в то время, когда шведская корона была охвачена мечтой увидеть принца Карла Филиппа русским царём. Тем самым заявлялось о древней связи шведских королей с основоположником древнерусской государственности. (См. https://www.novsu.ru/vestnik/vestnik/i.78099/?article=1282272 ).

Они, видимо, продолжают искренне в это верить. Бывший премьер-министр Швеции возмутился словами Владимира Путина о том, что в древнем Херсонесе принял крещение князь Владимир, а затем и крестил всю Русь. «Это был античный греческий город Херсонес, где викинг, князь киевский Вальдемар был крещён. Сомнительные основания для Москвы претендовать на Крым», — написал в Твиттере господин Бильдт.

— В том-то и дело, что вездесущие викинги, которые якобы тождественны летописным варягам, рождены не наукой и не в России. Уважаемому политику невдомёк, что славянское имя Владимир в форме Вальдемар вошло из древнерусских княжеских именословов сначала в именослов датских королей, а потом и шведских. То есть Вальдемар произошёл от Владимира, а не наоборот.

Л.П. Грот специализируется в таких вопросах, как генезис древнерусской государственности, наследный институт княжеской власти, западноевропейские исторические утопии и политические мифы и их влияние на российскую историческую мысль. Автор пяти монографий, около 80 публикаций в научных российских изданиях и международных проектах, а также около 100 публикаций на специализированных исторических сайтах.

Как поверить в это шведу? Они же якобы и страну нам назвали! Есть такая область, как Рослаген, полагающая себя родиной варягов-руси.

— Но вот незадача, сами шведские учёные, проведя исследования, выявили, что в IX веке её ещё не существовало. Она, конечно, была, но под водой. И поднялась над поверхностью много позже. Факт крайне досадный, хотя переворота в умах он не вызвал. Сейчас господствуют мифы: викинги туда, викинги сюда. Под эти мифы миллионы выделяют из фондов ЕС и других фондов. А осёл, гружённый золотом, возьмет любую крепость. Кроме всего прочего, перед нами — надёжное «историческое» обоснование идеи о внешнем управлении для России. Опять политика!

Зачем нам чужая информационная война?

— Нам с вами она точно не нужна. Но не секрет, что российское общество сегодня не спаяно единством. Идеи норманнизма в российском обществе, если брать с XIX в., получили хождение стараниями представителей либеральной и левой мысли, проникнутых верой в то, что всё, что приходит с Запада, правильно и прогрессивно, а кто этого не признаёт, тот ретроград и квасной патриот.

Советское время вроде не давало повода для таких симпатий.

— Норманнский период в древнерусской истории был упомянут Марксом в одной из его статей. А Маркс, вы же понимаете, не ошибался. Так что без защиты норманнизм не остался. И после смены формации снова имеет все возможности для фальсификации русской истории. На приверженцев образа «скандинавского» Хрюрика мои выводы оказывают такое же действие, как отклонение от утверждённого символа веры на представителя святой инквизиции. Это ненаучная реакция. Объективные исследования и дискуссии — единственно верный путь. Пока норманнисты занимают ключевые посты в российской вузовско-академической системе, исследования начального периода русской истории на строго научных основах невозможны.

Вы смотрели фильм «Викинг»?

— Я определяю его как норманнизм в картинках. Не вдаваясь в детали, скажу, что для меня как историка не приемлемо уже само название. Объявлять святого равноапостольного князя Владимира Святославовича викингом — позорить его память. В исландских сагах слово «викинг» имело значения «пират», «морской разбойник», «грабитель». В королевских сагах ни один правящий конунг викингом не назывался — оскорбительно же! Другое дело, что конунги могли организовывать пиратские набеги, так сказать, в «государственных интересах» и даже участвовать в них, но это не означало позволять оскорблять себя прозвищем викинга. (См. http://pereformat.ru/2017/02/saga-viking/; http://pereformat.ru/2017/03/vikingi-krovavye-v-glasah/).

Биохимик Анатолий Клёсов заявляет, что спор на тему о призвании князей едва ли разрешим с участием только историков. Пора взять инициативу в свои руки точным наукам. Проводилось исследование из области ДНК-генеалогии, брались пробы у одиннадцати Рюриковичей. И что же? Противоположные комментарии, как и у историков.

— С Клёсовым мы сотрудничаем. Бесспорно, ДНК-генеалогия очень важна для дальнейшего развития исторической науки. Но в споре о Рюриковичах пока очень мало ДНК-материала, причем надёжного.

Тем временем новгородские археологи «презентовали» находки, сделанные на Рюриковом городище. Есть мнение, что там в начале или середине IX века стопроцентно было укреплённое скандинавское поселение. Научно доказано!

— Артефакты прежде всего отражают историю вещей. И не могут подтвердить присутствие того или иного этнического элемента, если это не подтверждено целым комплексом других источников. В скандинавских странах не найдено плавсредств, которые могли бы ходить по русским рекам, — при чём же тут «скандинавские заклёпки»? Что касается «амулетов с изображением бога Тора», то есть серьёзные основания полагать, что за них выдают амулеты-подвески, связанные с культом Перуна. Их находят во множестве и в славянских землях на юге Балтики. Ну и напоследок можно напомнить, что страны Скандинавского полуострова были также полиэтничны. И в Бирке, и в области Уппокры на юге Швеции, а также на Готланде в течение длительных периодов отмечалось присутствие выходцев с южнобалтийского побережья. (См. http://histformat.com/wp-content/uploads/2020/04/2019-2.pdf, с. 32-45).