Воскресенье, 22 декабря 2024

Игорь Свинцов

Как полюбить время

Фото: из архива Светланы ДРУЖИНИНОЙ

Чему не учит история и кто такой человек Тик-Ток

С 14 по 18 октября в Новгородской области прошёл XV фестиваль исторических фильмов «Вече». С актрисой, кинорежиссёром, сценаристом, народной артисткой России и бессменным президентом кинофестиваля Светланой ДРУЖИНИНОЙ мы встретились уже после его закрытия. Кроме традиционного интереса к самому «Вече», очень хотелось узнать, почему любимая актриса и режиссёр считает, что история — это то, что делает нас человеком во времени.

Светлана Сергеевна, Вы — человек, увлечённый историей России. Начиная с 1986 года как режиссер и сценарист создали три части «Гардемаринов» и восемь фильмов серии «Тайны дворцовых переворотов». На сегодняшний день завершены съёмки четвёртой и пятой частей «Гардемаринов». Их премьера запланирована на следующий год. И все эти 13 кинолент переносят нас в Россию XVIII века. Почему именно это время нашей истории так Вам интересно?

— Это — женский век. Когда развалился Советский Союз, это была такая драматическая для меня ситуация, до слёз. В XVIII веке бабы собрали Россию, расширили её границы. А мы в XX веке столько потеряли. Женщины — собрали, а мужики — потеряли. Совершенно далёкая от политики, ничего в ней не понимающая Екатерина I и та пыталась не растерять доставшееся ей от Петра I. Приблизила к себе Меньшикова. А он, не забывая о своих интересах, думал о России. XVIII век — время переворотов. Они все проходили как по кальке. Борьба за власть особо ничем не отличает XVIII век и от нашего времени. Но всё заканчивается восшествием на престол нового императора.

А что для Вас история вообще, как Вы её понимаете и чувствуете?

— Я выросла в Москве, в Марьиной Роще. Коммуналка с маленькой комнатой. Папа, мама, бабушка… Во дворе висел фонарь, который освещал нашу танцплощадку. Свет с добрыми отношениями, любовью, а дальше — тьма. И вдруг меня из этого света за макушечку выхватила неведомая сила и перенесла на самый творческий Олимп — в балетную школу при Большом театре, где были наставники ещё из императорских театров. Теперь моё утро начиналось с большого чайника горячей воды: обязательно надо было вымыть ноги, нанести на них жирный слой вазелина, надеть носочки, затем чулочки, затем башмачки и валенки. И только в таком виде на трёх трамваях из Марьиной Рощи я должна была доехать и добежать до училища. Там была и актёрская биржа, где режиссёры нанимали актёров. Сейчас это — Щепкинское училище. Вот, собственно говоря, откуда моя страсть ко времени. Оно было невероятным, интересным и гибким. Любить время меня научил Вениамин Каверин. Как режиссёр я дебютировала на экранизации его романа «Исполнение желаний». И там есть фраза профессора, которого играл совершенно удивительный актёр Евгений Лебедев: история не учит — она проучивает. И вот это моё отношение со временем зародилось с тех пор. Каверин, Володин, Нагибин… Они как очень мудрые, талантливые, мыслящие писатели всегда ценили историю и время. Дмитрий Сергеевич Лихачёв говорил, что надо сначала любить ученика, потом — учить. А если вы его учите, учите сначала мыслить, анализировать и делать выводы, сопоставлять. История — это то, что делает нас человеком во времени, каждый живущий здесь и сейчас должен ощущать своё временное бытие. Обязательно! Тогда он становится богаче, шире, анализирует окружающий мир. А без этого вы становитесь, извините, Тик-Ток.

Для проведения фестиваля исторических фильмов «Вече» в 2003 году Вы выбрали Великий Новгород, большая, громкая, насыщенная история которого к XVIII веку уже закончилась. Маленький, тихий, провинциальный…

— Я к Великому Новгороду отношусь не с точки зрения градостроительства. Это не стены, это — сущность. Для меня очень важно, что 800 лет назад здесь появился Александр Невский. По сегодняшним меркам — мальчишка непризывного военного возраста. Часть его дружины — такие же мальчишки-соратники. Были и ветераны. Он их всех повёл за собой. И отстоял не только землю, но и православие. Силой оружия нас не завоевать, но можно через систему внутренней войны, через покорение умов и сердец. Я хочу, чтобы это понимали и чувствовали наши дети. Очень люблю с ними работать. Поэтому делаю свои фильмы как школьные пособия. Хочу, чтобы они считали себя людьми не сегодняшнего момента. Как только они начинают ощущать себя во времени, я им всем говорю: «Вы же оттуда, мы все оттуда, мы вместе осушали эти болота, мы все корчевали пни, дети помогали отцам — мы все жили соборно. Мы — родственники духовно и душевно». Для меня работа в историческом материале связана только с этим.

В программе ХV фестиваля — несколько военно-исторических фильмов, но есть ленты и о спорте, о преданности, о человеке. Для Вас это — тоже история?

— Конечно, это же история. Путь преодоления нашей прославленной лыжницы Елены Вяльбе, героини фильма «Белый снег», — это потрясающая история о женщине, которая из далёкого, ссыльного Магадана смогла выйти на мировую спортивную арену. Это — уникальный, потрясающий случай. А я, девочка из Марьиной Рощи, как смогла попасть в Большой театр? Это была система. Можно сколько угодно ругать Советский Союз, но я помню, как у нас каждый год педагоги балетной школы по всей стране разыскивали талантливых детей: мальчиков и девочек, независимо от того, в какой семье они жили. И я оказалась способным человеком, прошла все экзамены. Не просто пришла и сказала: возьмите меня, и меня взяли. Нет. Я выдержала все экзамены в цирке, я выдержала всё в Станиславском. Потом меня перевели по конкурсу в Большой. Я помню, когда туда приходил Рудольф Нуриев. Мы все сидели и скептически смотрели на него: невысокий, мышцы какие-то не такие. Думали: не возьмут, ведь у нас уже есть Владимир Васильев. И его действительно не взяли, он ушёл в ленинградскую балетную школу. Я училась с Марисом Лиепа, он был моим партнёром. Когда-то мне принесли старую, потрёпанную рукопись. Её никто не экранизировал. Автором была женщина 42 лет, инженер по канализации и водопроводу. Это была серьёзная историческая работа: как хоронили, как варили, как встречали праздники, как женились. Долгое историческое описание, в котором принимали бы участие наши герои. Безумно тяжело, хоть и интересно. Но это не имело никакого отношения к экранизации. И поэтому я отказалась. И отказывалась очень долго. Теперь мы знаем писательницу Нину Соротокину и её роман «Трое из навигацкой школы», ставший основой моих «Гардемаринов». Вот так девочка из Марьиной Рощи сняла фильмы по роману инженера «Водоканалпроекта». И никаких случайностей. Просто писать она училась на семинарах Юрия Нагибина, и это у неё получилось. Это всё — наша история, наше общее время.

Светлана Сергеевна, каким будет XVI фестиваль исторических фильмов «Вече»? 

— Таким же, как и сейчас: мы будем отбирать лучшие фильмы. У нас — потрясающий программный директор Ирина Сошникова. Не только потому, что она любит и знает кинематограф, она — преподаватель кафедры продюсерского мастерства Всероссийского государственного института кинематографии им. С.А. Герасимова, сейчас готовится к защите диссертации. Ранее работала с Никитой Михалковым.

Хочу сказать отдельные слова благодарности за помощь фестивалю помощнику Президента России, председателю Российского военно-исторического общества Владимиру Мединскому. Я благодарна губернатору Новгородской области Андрею Никитину, у него — государственное мышление, он оказывает нам поддержку, и на новгородской земле мы чувствуем себя очень комфортно.

Теги: Великий Новгород, Светлана Дружинина, кинофестиваль Вече