Вторник, 05 ноября 2024

Василий Дубовский

Капитаны его величества

Андрей Игнатьев: «Я не закрыл тему, я её только немножко приоткрыл».

Фото: из архива Андрея ИГНАТЬЕВА

Краевед Андрей Игнатьев собрал в одной книге всех боровичских флотоводцев XVIII—XIX веков

Или почти всех — всё-таки полностью проследить историю проблематично: «Общий морской список» ограничивается 13-ю томами и 1880–1890 годами издания. Последующие тома просто не были напечатаны. Но и так список, составленный старшим научным сотрудником Музея истории города Боровичи и Боровичского края, получился довольно представительным — из 240 офицеров.

Андрей Александрович, мы вас знаем как человека, берущегося, скажем так, за более романтические темы. Гениальный Данте (вы даже создали в его честь собственный музей) или недавняя ваша работа о поэте Серебряного века Михаиле Кузмине…

— Название книги — «Моряки старинных фамилий...» — я позаимствовал из стихотворения Кузмина «Мои предки». Было бы скучновато называть как-нибудь, вроде: «Представители боровичского дворянства на морской службе». Кузмин, кстати, был знаком с одной из таких семей — бывал в Боровичах в гостях у Табулевичей. Капитан-лейтенант Викентий Семёнович Табулевич, основатель морской династии, поселился в наших краях в 1840-х годах. Он — участник кругосветного путешествия 1817–1819 годов на военном шлюпе «Камчатка».

Вообще морская тема происходит из другой, гораздо более объёмной… Я имею в виду историю населённых мест Боровичского уезда, которой занимаюсь уже более 10 лет. Это исследование, если представить его напечатанным, составило бы не менее 30 томов материала, преимущественно справочного характера.

Честно говоря, поддавливаете масштабом. Трудно представить, сколько это работы — собрать и систематизировать. 

— Боровичский уезд, который существовал до 1927 года, включал в себя 28 волостей, в общей сложности это примерно полторы тысячи деревень, около 300 усадеб, вот и считайте. Работа действительно слишком велика для возможностей одного человека. Но я как-то с этим справляюсь, по крайней мере — не теряю надежды. В этом теперь, то есть в воплощении задуманного — смысл моей жизни.

Как вы это чувствуете?

— Сейчас куда ни поедь, почти ничего не осталось. Где следы прошлого, где все эти многочисленные дворянские усадьбы? Деревеньки похожи друг на друга, выглядят простенько. А если знаешь историю края, то видишь его несколько иначе, так сказать, в исторической ретроспективе.

Скажите, а у вас в роду случайно… 

— Среди морских офицеров Игнатьевы есть, но этот графский род ко мне отношения не имеет. Вернее, я к нему. Не случилось. Всё гораздо скромнее. Следовательно, в моих изысканиях — никакой личной корысти. Сугубо ради общественной пользы.

Опять-таки как вы себе это представляете?

— Опять-таки скромно. Разве можно сказать, что я взял и закрыл тему? Совсем наоборот: я её только приоткрыл. У неё, надеюсь, будут последователи, которые внесут новые имена в уже имеющийся список. Допустим, человек занимается историей родной деревни. Тема узкая, а копнуть можно шире. Воспользоваться, в частности, и сведениями о местных помещиках, служивших на флоте. Можно задаться целью и узнать побольше об отдельных наших земляках. Я сам по мере возможности буду этим заниматься.

И чьи судьбы вы хотели бы исследовать? 

— У нас много славных родов, представители которых дослужились даже до адмиральских званий. Назову хотя бы несколько фамилий из списков помещиков Боровичского уезда. Федот Алексеевич Клокачёв (1739–1783) — вице-адмирал, один из основателей Черноморского флота и города Севастополя. Его старший сын Алексей Федотович Клокачёв (1768–1823) участвовал в Русско-шведской войне, был членом Адмиралтейств-коллегий, феодосийским военным губернатором, генерал-губернатором Архангелогородской, Вологодской и Олонецкой губерний. Василий Фёдорович Лупандин (1732–1779) — контр-адмирал, участник Чесменского сражения. Боровичские корни имел и Ефим Максимович Лупандин (1731–1800), адмирал, участник Семилетней и Русско-турецкой войн. И контр-адмирал Никифор Клементьевич Певцов (1773–1835), и многие другие. Вообще, такие морские фамилии, как Лупандины, Певцовы или Бачмановы, давшие десятки морских офицеров, были чисто боровичскими. А сколько ещё славных имён среди тех, кто не командовал флотилиями и кораблями! Один только Фёдор Фёдорович Титов чего стоит — герой обороны Севастополя 1854 года. Человек-легенда. Начальник Петергофского порта, почётный мировой судья Боровичского земства. Двое боровичан Дмитрий Алексеевич Демидов и Николай Васильевич Обернибесов, будучи младшими офицерами, участвовали в знаменитой экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева 1819–1821 годов, когда русские моряки открыли Антарктиду.

Чем объяснить очень большое количество морских фамилий в сухопутных Боровичах? Всё, как всегда, от Петра?

— Действительно, при создании навигацкой школы в Москве, а затем и морского корпуса в Петербурге, Пётр I повелел именно новгородским, а также псковским и тверским дворянам отдавать своих сыновей в эти учебные заведения. Конечно, это объяснялось близостью к столице. Но если мы заглянем в первый том морского списка, то увидим, что он наполовину состоит из иностранцев. Их брали для обучения дворянских детей. В дальнейшем пропорции, конечно, меняются. Собственно русский флот сложился в правление Екатерины II.

Славные фамилии, славные дела. Но у истории бывают разные страницы и лица. 

— Бывают. И наши земляки не всегда удостаивались одних только наград и благодарностей.

Например? 

— Например, капитан 1-го ранга Савва Григорьевич Коковцов. Капитан корабля, в одном из сражений уклонившийся от боя. Ничего не могу сказать о мотивах такого поступка. Но командование отреагировало жёстко. Сперва Коковцова намеревались казнить, но в итоге он был помилован, хотя и разжалован в матросы. А вот другой Коковцов — Матвей Григорьевич — хорошо послужил Отечеству на поприще морской разведки. Много где побывал и удивил всех, женившись на африканке. Известно, что он привёз её в свою боровичскую усадьбу. Разные люди — разные судьбы. Поэтому я и говорю, что моя книга (её, кстати, ещё надо издать, она пока не под обложкой) — это пока только общая информация, пособие для интересующихся историей нашего края.

Вообще-то, вся остальная область — это тоже наш край. 

— Краеведы не только в Боровичах живут. Глядишь, совместными усилиями и создали бы некий общий список. Река наполняется притоками. Для истории Отечества наши местные и региональные изыскания — те же притоки. Так мне это представляется.

Когда можно ожидать выхода из печати «Моряков старинных фамилий»?

— Очень надеюсь, что скоро. Всё-таки в нынешнем году исполняется 250 лет со времени получения Боровичами статуса города. И, конечно же, не будем забывать о 350-летии Петра I, которое будет отмечаться уже в июне. Эти значимые даты, безусловно, торопили меня поскорее закончить работу над книгой. Отдельную благодарность хотел бы высказать Валерию Яковлевичу Артемьеву, ветерану Военно-морского флота, офицеру-подводнику. На самом раннем этапе своего интереса к теме морских офицеров я помог ему в увековечении памяти боровичан-флотоводцев, памятником которым стал мемориал «Защитникам морских рубежей России». Сейчас возле мемориала находится плита с 22 именами флагманов Российского флота, хотя на самом деле этот список увеличился уже вдвое. Последующие поиски привели к мысли увековечить всех морских офицеров, причастных к боровичскому землевладению. Но первый импульс эта книга получила именно от него — Артемьева, имя которого заслуженно вписано в Книгу почёта Новгородской области.

Теги: Боровичи, краеведение