Пятница, 22 ноября 2024

Елена Кузьмина

Чёрно-белая притча

Purgatorium снимали в формате 4 на 3. Это дань памяти первым лентам мирового кинематографа.

Фото: Владимира ЗИМИНА

Новгородский фотограф снял короткометражный фильм о чистилище

Короткометражная картина новгородца Константина ЕРОНИНА под названием Purgatorium («чистилище», лат.) стала победителем шести кинофестивалей — трёх индийских, итальянского, венгерского и французского в Каннах, где лента получила награду в номинации «Лучший чёрно-белый фильм». В роли кинорежиссёра он попробовал себя впервые в этом году. Продолжительность чёрно-белой немой ленты — четыре минуты. Фильм удостоился высокой оценки не только любителей, но и профессионалов. Известный российской аудитории по фильмам «Дурак», «Сторож» и «Ёлки 1914» Юрий Быков назвал картину Еронина «монументальной».

Константин, как появилась идея съёмок «Пургаториума»?

— «Пургаториум» стал моим первым осознанным фильмом, но, наверное, эта история началась много лет назад. Сейчас мне почти 33, а когда было 19 лет, мы с друзьями занимались видео. Снимали короткометражные фильмы: пародии на фильмы, компьютерные игры… Сегодня они кажутся смешными, но уже тогда я думал о том, что хочу быть именно режиссёром.

Я вырос в среде, где всегда было и есть творчество, возможность прикосновения к искусству. Мой отец — художник. Уже 50 лет занимается живописью. Поэтому я люблю изображение в любом его проявлении. Несколько лет назад разработал авторский курс по кинофотографии. Помимо этого пишу рецензии, статьи, делал подкасты с режиссёрами Сергеем Трофимовым, Сариком Андреасяном… Полгода назад познакомился с Юрием Быковым. Знаком с режиссёром «Китобоя» Филиппом Юрьевым.

Как пришло решение снять свой первый фильм? Просто подумал, что пора. Хотя идея появилась ещё пару лет назад. Она была связана с фактурой горы чёрного щебня. Как-то я устроил там фотосессию и подумал, что однажды тут нужно снять кино. Камерное, артхаусное кино…

Не так давно я познакомился с Колей Булатовым. Он был героем моих фотосессий, на основе которых частично и вырос замысел картины. Внешность у него очень необычная, нетипичная, напомнившая мне артистов старого кино.

Вообще сама картина — дань почтения и одновременно наслаждение эстетикой первых лент, которые снимали в формате 4 на 3. «Пургаториум» тоже снят в таком формате. В нём есть отсылка к спецэффектам первых кинематографических работ, которые сегодня выглядят уже немного карикатурно.

Моими вдохновителями были немецкий режиссёр Фридрих Мурнау, снявший в 1922 году фильм о Носферату, Ингмар Бергман с его «Седьмой печатью», Кубрик, Хичкок, Дэвид Линч, Роберт Эггерс и его «Маяк» и даже Уэс Андерсон и его «Отель «Гранд Будапешт».

В мае этого года я написал сценарий, нарисовал раскадровку, нашёл референсы из перечисленных фильмов и опубликовал пост о том, что набираю команду для съёмок. Мы выбрали локацию в Новгородском районе — ту самую гору, пристрелялись, спланировали съёмочную смену и в июне провели съёмки.

Кто вошёл в вашу команду?

— Николая Булатова я назвал. В проекте также участвовали оператор-постановщик Артём Малахов, помощник оператора Стас Кособудский, Анна Сомова, которая занималась реквизитом и гримом, режиссёр монтажа Егор Панковский, занимавшийся постпродакшеном, фотографы Алексей Слепов, Владимир Зимин. Илья Макаров снимал фильм о фильме. Артём Яковлев работал на хлопушке, но участвовал и непосредственно в творческом процессе. Конечно, моя жена Алина Еронина, которая всегда меня поддерживала, даже тогда, когда я работал ночным сторожем в школе и параллельно мыл полы в спортзале.

Съёмки были только частью работы. После них на постпродакшене началось создание этой вселенной — «Пургаториум». Монтаж, визуальные эффекты… Это была очень большая работа, потому что когда мы приехали на съёмки, стояла идеальная солнечная погода, которая продержалась все 13 часов смены, а нам необходимо было облачное небо. Некоторые сцены фильма были сделаны с нуля при помощи соответствующих программ. В этом нам очень помог Кирилл Сметанин, специалист по визуальным эффектам из Владивостока, и Егор Панковский. Антон Бустер, очень талантливый звукорежиссёр, написал саундтрек к фильму.

Что же в итоге получилось?

— «Пургаториум» — это чёрно-белая притча о том, что происходит с человеческой душой после смерти, когда она попадает в чистилище. Я рассказал её на своём языке, в своей эстетике, которую можно увидеть и в моих фотографиях.

Фото Владимира ЗИМИНА

А что, по-вашему, происходит с душой в чистилище?

— Не могу сказать — нужно смотреть фильм. Я не имею права объяснять смыслы картины. Могу процитировать нескольких режиссёров, в том числе Линча, который говорил: «Никогда не рассказывай суть своего фильма». Зритель должен понять это сам. Как? Это могут быть диалог с самим собой, попытка угадать идею автора или просто чувственное восприятие. Все три варианта — это здорово. Если я объясню смысл картины, то помешаю зрителю выбрать один из этих трёх путей.

После премьерного показа в креативном пространстве «Трест» я общался со зрителями и убедился, что кто-то из них понял фильм почти буквально, кто-то высказал свою версию, кто-то делился личными ощущениями. Для меня не так важно, чтобы меня поняли. Мне необходимо, чтобы зритель переживал после просмотра те же эмоции, что и я.

Почему именно такая тема?

— Не знаю… Мне нравятся серьёзные, непростые темы.

На которые может вдохновить гора щебня?

— Да, она для меня стала абстрактной визуализацией чистилища. По ней к стражу, которого в фильме играет второй актёр Филипп Кузнецов, поднимается после смерти человек. У него нет имени, нет языка. По мере продвижения мой персонаж постепенно теряет человеческий облик.

«Пургаториум» похож на ваши фотоработы, среди которых очень много чёрно-белых снимков. Вы явно из тех, кто считает, что всего два цвета могут дать более широкие возможности, чем цветная съёмка.

— Да, есть мнение, что цветное изображение сложнее и интереснее. На самом деле это не так. В этом случае рисуешь только светом и тенью, других инструментов нет, но если правильно определить акценты, то чёрно-белый снимок будет очень выразительным.

Планируете новые показы «Пургаториума» в Великом Новгороде?

— Да, возможно, в сентябре или октябре. И, возможно, на большом экране. Пока ждём окончания участия картины в девяти фестивалях, на которые мы заявились.

Дальнейшие творческие планы?

— Сейчас я пишу сценарий для следующей картины. Темой будет искусство, его роль в жизни человека. Возможно, фильм будет чуть больше, сложнее и с диалогами.

Теги: кино, Purgatorium, Константин Еронин, канны