Как далеко ушло стереокино после «Прибытия поезда»?
Гостем ХVI Всероссийского фестиваля исторических фильмов «Вече» в Великом Новгороде стал киновед, режиссёр, член Союза кинематографистов России Николай МАЙОРОВ. Он известен прежде всего тем, что занимается восстановлением стереофильмов, вышедших на экраны ещё в советские годы.
— Николай Анатольевич, молодое поколение, возможно, не знает, что стереокино — это не нечто отжившее, а то, что мы привыкли называть 3D.
— Именно так. 3D и стереоскопическое кино — одно и то же. Разницы, кроме названия, нет. Бывают только хорошие и плохие стереофильмы.
— Где находится родина стереокино?
— Вам этого не скажет никто. Стереокино — мировое явление. Сначала, в XIX веке появились стереофотографии, которые были широко распространены и в Европе, и в России. Например, с видами российских городов. Есть среди них, кстати, и Великий Новгород.
Первое упоминание о стереокино как о самостоятельном явлении относится к Люмьерам, хотя, к сожалению, каких-либо материальных подтверждений того, что в 1903 году они сняли первый стереофильм, нет. Только упоминание. Как думаете, что это был за фильм?
— «Прибытие поезда»?
— Конечно!
— В России стереокино появилось во времена СССР?
— Нет. По некоторым данным, первые такие сеансы были ещё в 1911 году в кинотеатре «Танагра» в Санкт-Петербурге. Стереофильмы показывали также в Одессе, Ростове-на-Дону… Зрители смотрели такое кино в красно-зелёных очках. Американцы начали показывать стереофильмы с очками позднее, в 1915 году.
В Советском Союзе было много различных стереосистем. К примеру, в 1931 году Николай Анощенко разработал свою систему цветного кино, которая позволяла показывать стерео. В кинотеатре «Колосс» в 1931 году шла программа «Чудеса теней». Это был очень популярный у зрителей аттракцион, в том числе со стереороликами.
— Правда ли, что Сталин дал толчок развитию стереокино в СССР?
— Нет. Сталин просто очень любил кино, смотрел его в Кремле и требовал, чтобы развивали кинотехнику, в том числе и стерео. Всего в СССР сняли 80 стереофильмов и разработали 10 систем стереокино. Каждая была лучше другой, и то, что было снято по предыдущей, нельзя было смотреть по новой. Цифровая технология помогла вернуть те фильмы к жизни и унифицировать под современный цифровой формат.
Бестселлер советского стереокино — фильм «Таинственный монах» — шёл в кинотеатрах 10 лет, его увидели 37 миллионов зрителей! Как выяснилось, после перевода в цифровой формат его совершенно невозможно смотреть. Я имею в виду и сюжет, и техническую сторону. Так что вечная ему память. Остальные фильмы будем потихоньку восстанавливать.
— Но массовой культурой стереокино в СССР не стало? В основном зрители смотрели кино без очков?
— Наоборот — в стране было 100 кинотеатров с гаком, в которых можно было смотреть кино в очках. Речь, конечно, в первую очередь идёт о крупных городах. Кстати, спустя несколько дней после того, как на экраны вышел «Аватар» Джеймса Кэмерона, в «Вечерней Москве» и других газетах опубликовали материалы о нашем, советском «Аватаре». Это фильм «Концерт», который снял Александр Андриевский ещё до Великой Отечественной войны в 1940 году. Я занимался восстановлением этой ленты. И если в фильме Кэмерона «летали» цифровые птицы, то в картине Андриевского в 1940 году были настоящие.
— Почему же американский «Аватар» стал открытием?
— И в 1980-е, и в 1990-е годы в Америке снимали стереокино, но оно было плохим. «Аватар» — высококлассный, высокобюджетный фильм, в котором использовали новейшие цифровые разработки. Что касается России, то здесь был большой перерыв, лихие 90-е, когда было не до стереокино. Кинотеатры закрывались, шёл развал кинопроката...
В 2000-е началось восстановление, кино стало цифровым, а цифровая технология позволила показывать стереокино в очках практически без ограничений в любом кинотеатре, где стоял соответствующий проектор.
Но идея того, что на стереофильмах можно заработать много и быстро, породила некачественный продукт. В США планка «Аватара» так и не была взята. Скажем, на экраны вышли «Пираты Карибского моря», но от того, что в зал «вылетали» шпаги и пушечные ядра, фильм лучше не стал. Кроме того, стереокино требует определённого уровня показа. Если мы смотрим обычный фильм с яркостью в два киловатта, то для стерео нужно четыре. Однако если мы переключаем проектор на такую яркость, лампа изнашивается быстрее, а кинопрокату невыгодно менять дорогие лампы. Поэтому стереокино показывали с яркостью в два киловатта. У зрителей при таком просмотре быстро уставали глаза, и люди перестали смотреть объёмные фильмы. Ко всему прочему, и сами картины были неудачными.
— В России были попытки снять хороший 3D-фильм?
— В 2007 году мы переплюнули весь мир, разработав новую систему стереокино, позволяющую снимать мультипликацию обычной однообъективной камерой. Так был сделан фильм «Чучело». Он был снят Научно-исследовательским кинофотоинститутом совместно с Таллиннской студией Nukufilm и стал первым в мире мультфильмом, который можно было смотреть в формате IMAX 3D. Это великолепная история о дружбе человека и природы, с юмором и хорошим сюжетом.
В России нет производства стереофильмов в большом объёме, потому что нет кинопроката. Было несколько картин… «Вий», который вы, наверно, видели. «Салют-7», «Сталинград» Фёдора Бондарчука... Аппаратура в кинотеатрах есть, но что показывать?
— Какие условия должны сойтись, чтобы появился высококлассный 3D-фильм?
— Деньги, деньги и деньги. Желание продюсеров вложить средства в хорошее кино. Желание кинопрокатчиков использовать более яркие лампы для проекторов.
Сейчас в прокат не выходят зарубежные картины. Возможно, это даст шанс российскому кино. Обидно, что, например, во Франции установлена квота на количество американских фильмов в прокате. В Китае тоже действует ограничение, а в России показывали, сколько хотят.
— А кадры? В киноинститутах учат снимать стереокино?
— Такие фильмы просчитывают на бумаге. Этим занимаются стереографы, которых в России почти нет. Во ВГИКе на операторском факультете закрыли курс стереокино. Из ныне здравствующих стереографов — восьмидесятитрехлетний Сергей Николаевич Рожков, которого периодически приглашают для консультаций по стереографии в Голливуд. Есть ещё несколько человек помоложе, но уже пенсионеров.
В обычном кино один план длится от 4 до 8 секунд, а в стерео он должен быть в 1,5 раза длиннее. «Великий Гэтсби» с Леонардо Ди Каприо — пример того, как нельзя снимать стереокино. Оно не принимает клиповый монтаж, нужно учитывать особенности того, как изображение воспринимает зритель, как кора головного мозга успевает обрабатывать информацию. Почему «Аватар» получился? Потому что специалисты просчитывали каждый кадр. Как и в «Салюте-7».
Теги: кино, фестиваль, Вече, Николай Майоров, стереофильмы