Пятница, 27 декабря 2024

Василий Дубовский

Борис, ты не прав

«Новости археологии, а также их интерпретации в рассказе Алексея Алексеевича Гиппиуса — это всегда увлекательно». (Егор Егоров, студент 4 курса кафедры истории России и археологии НовГУ)

Фото: предоставлено пресс-центром НовГУ

Опыт лингвистического расследования по «делу» о грамоте середины XIII века

Грамота с Иоанновского раскопа на Торговой стороне — главная находка прошедшего археологического сезона, по мнению члена РАН Алексея ГИППИУСА. 

Алексей Алексеевич по неписаной традиции последних лет выступил с публичной лекцией в НовГУ, сделав «грамотный обзор» 2022 года, остановившегося на цифре 1157 — столько теперь найдено берестяных посланий в благодатном новгородском культурном слое. Грамота, особо отмеченная учёным-лингвистом, — под номером 1153.

Иоанновский раскоп, доведённый к ноябрю до материка — слоям X–XI веков, частично затрагивает территорию средневекового Немецкого двора. В нынешнем году археологов ждали интересные находки — вещи западноевропейского происхождения. Это фрагменты обуви, посуды, латунное писало. Исключительный интерес представляют пять надписей датскими рунами. И вот каким-то образом на «чужой» двор «затесалась» древнерусская берестяная грамота — с «поклоном от жены к Борису». Анонимная женщина сообщает Борису, что его жену и детей захватил князь, но за семью поручились родственники. Борису надлежит явиться с повинной. При этом князь говорит, мол, «я сряжу, уменьша». И на этом как бы и всё, больше текста нет.

«Что может князь уменьшить?» — спросил Алексей Гиппиус. Из зала тут же последовало: «Срок!». После короткой, но весёлой паузы академик пояснил, что в ту пору речь могла идти об уменьшении штрафа, что и предлагал прагматичный князь. Вообще, отнять жену и детей, обратить их в холопство — это практически крайняя мера для закона того времени. И, видимо, Борис совершил тяжкое преступление — преднамеренное убийство и, как говорят в наше время, ударился в бега. Но не суть. «Остаётся вопрос: а что же делает эта грамота на Немецком дворе? — продолжал Алексей Алексеевич. — Наверное, всё дело в том, что Борис там прятался. Почему? Рискну поделиться предположением».

Мысленная реконструкция недостающего текста ведёт к следующей логической цепочке. Кто даёт выкуп за Бориса? Зять, Лазарь и Глеб. Борис и Глеб — связанные имена. Глеб, вероятно, брат. И, возможно, Лазарь. А нет ли предполагаемой семейной комбинации имён в древних источниках? Есть! Новгородская первая летопись, повествуя о потерях в Раковорской битве 1268 года, сообщает о некоем Борисе Ильдятиниче и его брате Лазоре. Грамота, заметим, найдена в слоях XIII века. Имя Ильдята — определённо не славянское. Кстати, ранее встречавшееся в древнерусской «библиотеке» — в грамоте № 71, где упоминается Ильдятино селище. Начало имени — Ильд — сочетается с немецким Гильдебрант. Не потому ли Борис прячется на Немецком дворе, что имеет, скажем так, этнически неоднородное происхождение? При том, что от немцев новгородцам выдачи нет. Статус у их двора такой.

Вот такой недописанный сюжет. Насколько он вероятен? Рискнём спросить об этом самого автора очень занимательной и симпатичной версии — академика Гиппиуса.

В этом году было найдено 12 берестяных грамот, причём две из них — в Старой Руссе на Пятницком раскопе. Теперь на счету старорусской экспедиции НовГУ — 54 берестяных послания.

— Из совокупности фактов складывается вполне правдоподобная историческая картина. Возможно, в дальнейшем появятся факты, которые позволят либо подтвердить её, либо опровергнуть. Сейчас главное — дождаться дендродат. Когда слой будет точнее датирован, разговор станет предметнее.

Иногда складывается впечатление, что вы чуть ли не все тексты новгородских берестяных грамот держите у себя в голове. 

— В голове много чего есть, но, к сожалению, у неё есть и предел. Можно элементарно что-то забыть. К счастью, мы располагаем электронным корпусом берестяных грамот. Постоянно обращаемся к этой базе, находим параллели, которые собственная память так сразу и не подскажет.

Скажите, а насколько способствует популяризации древнерусской истории сегодняшний электронный формат?

— Когда наш выдающийся лингвист академик Зализняк выступал с публичными лекциями в МГУ, интернет-трансляции не были развиты. Ни на какой Ютуб Андрей Анатольевич рассчитывать не мог. Но общественный запрос на достоверную научную информацию по древней письменности существовал и без электронного формата. Просто сегодняшние возможности делают лекции доступнее, а аудиторию — шире. Например, перед выступлением в Высшей школе экономики в Москве я получил по Ватсапу вопрос из Владивостока, скоро ли будет лекция. И тут же ответил, назвав время и день. Присоединяйтесь!

Кстати, о Ватсапе. Я попросил поделиться впечатлениями от лекции Алексея Гиппиуса студентов НовГУ. Вскоре у меня был следующий текст: «Лекция Алексея Алексеевича, как всегда, была очень познавательной. Мне как археологу довелось узнать новые подробности из жизни древних новгородцев. Но больше всего, конечно, запомнилась расшифровка старорусской грамоты № 54, датируемой концом XII — началом XIII вв., с просьбой «купить оленьих рукавиц». Грамоту нашёл начальник нашего Пятницкого раскопа Кирилл Глебович Самойлов, я в это время оформляла индивидуальные находки. Это была первая грамота, которую я оформила своей рукой! С уважением, Моисеева Екатерина Витальевна, студентка 3 курса направления «история России и археология» НовГУ, лаборант Центра археологических исследований НовГУ».

И ещё раз — кстати. На прошлой неделе Новгородский университет отметил 90-летие высшего исторического образования в нашем городе. Поздравляем!

В Великом Новгороде прошлым летом археологам удалось наконец подступиться к территории бывшего пивоваренного завода «Богемия». Пять грамот! И среди них самая «аппетитная» — грамота № 1148. Автор подробно и с толком раздаёт рыбу. Хорошую рыбу. «Серхию лосось, Юрью лосось…» А Лазарю, тому — «коробцко икри да торпица». То есть поменьше рыбка — форель. Но с икрой. Там ещё Степанида была не обижена. И некий сторож.

«Лососи уже упоминались в берестяных грамотах в качестве подати, — отметил Алексей Гиппиус. — А тут перед нами — некое микросообщество, в котором происходит раздача деликатесов. Поскольку есть священник, черница и сторож, можно предположить, что все эти люди из церкви, причём Никольской — так поименован священник».

Грамота № 1149 вызвала вопрос из зала. Молодой человек усомнился в правдоподобности сюжета: автор послания посылает с грамотой к себе домой, чтобы ему принесли припрятанные деньги? А принесут ли? Не будем идеализировать предков, хотя, кто знает, может, между ними доверия было побольше?

В завершение лекции академик Гиппиус поделился обнадёживающим известием… с Украины. Как ожидается, в скором времени будет представлен текст свинцовой грамоты, найденной в прошлом году в Хмельницкой области. Возможно, этот год, по известным причинам очень тяжёлый, оставит по себе и что-то значимое для восточнославянской культуры и наших народов.

Теги: археология, Новгородская область, Алексей Гиппиус, берестяные грамоты, раскоп