Вторник, 05 ноября 2024

Анна Мельникова

Достояние губернии

Фото: группа ВК «Новгородский областной Дом народного творчества»

Новгородский областной Дом народного творчества занялся выявлением объектов нематериального этнокультурного достояния региона

С 20 октября 2022 года вступил в силу Федеральный закон «О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации». На основании закона органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе формировать и вести региональный реестр, в который включаются объекты нематериального этнокультурного достояния регионального и местного (муниципального) значения.

В нашей области региональный реестр таких объектов будет создаваться при участии Новгородского областного дома народного творчества. По словам его директора Алевтины ПОМЕЛЬНИКОВОЙ, новый закон относится к беспрецедентным, поскольку подобные в нашей стране ещё не принимались. «НВ» поговорили с ней о важности документа и о том, какие новгородские объекты претендуют на статус «нематериального этнокультурного достояния» и как они будут сохраняться.

Алевтина Алексеевна, что Дому народного творчества (ДНТ) удалось уже сделать в рамках реализации этого закона?

— Закон регулирует отношения в сфере выявления, изучения, использования, сохранения, актуализации и популяризации объектов нематериального этнокультурного достояния. Пока мы работаем с 21 объектом, которые претендуют попасть в региональный реестр. Предварительные заявки от районов и округов уже получены. Но это вовсе не означает, что список нельзя будет расширить новыми объектами. Дело это длительное и долгосрочное. Работой по выявлению объектов, которые значимы и ценны на муниципальном уровне, занялись в культурно-досуговых учреждениях, а это и библиотеки, и дома культуры, и центры народного творчества, расположенные в районах и округах области.

Алевтина Помельникова: «Ценность и значимость того или иного объекта для культуры региона определит художественно-экспертный совет». Фото из архива ДНТ

И что же подпадает под понятие «объект этнокультурного достояния»?

— К ним относятся язык и устное народное творчество, а также обычаи, традиции, праздники, ремесленные технологии, исполнительские искусства, народные игры и связанные с ними предметы, артефакты и культурные пространства.

Каким образом информация об объекте будет фиксироваться?

— Инструментом, с помощью которого обобщается и фиксируется информация об объекте, станет карточка описания. Она будет содержать сведенья из исторических документов, материалы полевых экспедиций, интервью с носителями традиций, видео- и аудиозаписи. К слову, закон определил, кого считать «носителем», а кого «хранителем» объекта. Носители — это бабушки и дедушки, которые помнят традиции, знают, например, сказки, песни, характерные именно для местности, где они живут, это мастера, которые сохраняют и передают ремесленные технологии.

Хранители — это учреждения культуры, в том числе и ДНТ, которые изучают, актуализируют объекты и стремятся сделать их известными. За более чем 75-летнюю деятельность ДНТ собран большой фонд экспедиционных материалов, подготовлено множество изданий. И этими знаниями ДНТ делится с коллегами.

Можете сказать, что точно попадёт в региональный реестр?

— При составлении реестра учитывается не только полное описание объекта, но и то, как он проявляет себя в современной действительности. Очень важно сохранить объект, показать его уникальность. Поэтому в реестр должен войти народный промысел сквозной вышивки — крестецкая строчка. Изделия фабрики «Крестецкая строчка» известны на российском и международном уровнях.

Поднят большой пласт, связанный с угловской пальцевой росписью, которой украшали прялки. Возрождает традицию рисования подушечками пальцев замечательный мастер, педагог дополнительного образования средней школы посёлка Угловка Елена Анатольевна Константинова. Она обучает росписи школьников, проводит мастер-классы, участвует в конференциях. С одной стороны, прялками уже не пользуются в быту, но они хранятся в музеях, а сама роспись — притягательна и очаровательна, она может стать источником для современного прикладного творчества.

Должна быть в реестре солецкая глиняная игрушка — знаменитые солецкие петухи, которых создаёт местный мастер Сергей Владимирович Скирченко.

Министерство культуры Новгородской области приступило к работе по формированию регионального реестра объектов нематериального этнокультурного достояния, который должен стать одним из главных источников информации об уникальных традициях, обычаях и ремёслах региона.

Кулинарные традиции найдут место в новгородском реестре? 

— Безусловно. Заявку о включении в реестр технологии изготовления серых щей из крошева подал Пестовский район. Обязательно в реестре будет технология засолки холынских огурцов. Предстоит описать рецепт, поговорить со старожилами о том, сказались ли современные технологии или, например, использование бочек из современных материалов на качестве холынских огурцов. Интересна в качестве объекта нематериального наследия каша «гуща». По ней ДНТ уже получил и утвердил две предварительные заявки. Одна поступила от специалистов из деревни Лякова Крестецкого района, другая — из деревни Липье Марёвского района.

Но тогда не исключена ситуация, что на какой-то один объект будут претендовать сразу несколько населённых пунктов. Например, щи из крошева готовят практически на всей территории области. Они — общеновгородское кулинарное достояние.

— Серые щи — традиционное новгородское блюдо. Я — из Архангельской области, но не припомню, чтобы крошево там повсеместно готовили. Что касается того, когда одна и та же традиция встречается в разных уголках области, то этот нюанс обговаривался со специалистами на областном семинаре-практикуме, который состоялся в ДНТ. В карточке описания есть графа «места бытования» традиции, где можно перечислить не только районы, округа, но и конкретные деревни. Для понимания приведу пример. В начале этого года прошла новость о том, что новгородский Соколиный двор, который расположен на территории кремля, попал в федеральный реестр объектов нематериального этнокультурного достояния. Это не совсем так. Соколиная охота признана объектом нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации. Заявку на соколиную охоту как объект подала Московская область, а в качестве мест бытования этой охоты были указаны 32 региона нашей страны, в том числе и наш.

«В нашем архиве есть записи фольклорных экспедиций начиная с 1960-х годов. В рамках работы над реестром предстоит заняться оцифровкой этих материалов, чтобы потом разместить их в электронном виде».

Кто будет определять, достоин ли объект реестра или нет?

— Описание объекта, его бытование будет рассматривать художественно-экспертный совет. Пока его состав не утверждён, но в него обязательно должны войти специалисты министерства культуры Новгородской области и Новгородского областного Дома народного творчества, сотрудники Новгородского музея-заповедника, историки, преподаватели НовГУ. Они должны определять ценность и значимость того или иного объекта для культуры региона. И только после подтверждения важности объекта он попадает в региональный реестр.

А какова практическая ценность реестра?

— Занесённые в него объекты можно сделать точкой туристического притяжения. И деревня Лякова в Крестецком районе это уже хорошо демонстрирует. При разработке социокультурных проектов необходимо грамотно, корректно использовать наши традиции, не наслаивать на них что-то ненужное.

«Внесение в региональный реестр будет способствовать сохранению объекта и его популяризации, тем более что это будет не просто информационная справка с наименованием и местом бытования, но и описание истории происхождения, нынешнего состояния объекта вместе с фотографиями и видео».

Но одни специалисты настаивают, что традиции нужно сохранять без изменений, максимально аутентично, другие — напротив, допускают их вариативность.

— Традиции не могут не изменяться. И к этому надо относиться спокойно. На них сказываются самые разные аспекты — политические, социально-экономические. Это происходит и с нашей новгородской Масленицей. Большинство исследователей сходятся во мнении, что в Новгородской губернии на празднике не было повсеместного использования антропоморфного чучела. Костёр называли масленка. Поджигали колёса, обёрнутые соломой, и спускали их с горы. Поджигали пуки соломы на шестах. И в то же время в ходе одной из экспедиций по деревням Окуловского района специалисты познакомились с бабушкой, которая делала Масленицу, набивая рубаху и штаны соломой, и называла чучело Егором-вором. В другом районе исследователи обнаружили традицию изготовления мужского и женского образов. У мужского было имя Касатик, у женского — Софья Никитична. Но сейчас мы видим, что везде приживается южная традиция, когда Масленица предстаёт в виде женского образа. В этом ничего страшного нет. Гораздо опаснее то, что произошло в одном из регионов России, когда на Масленицу сожгли огромного Хагги-Вагги из огнемёта.

Теги: Дом народного творчества, Великий Новгород, Великий Новгород,