Вторник, 05 ноября 2024

Анна Мельникова

Важные разговоры

Читая ребёнку книги и обсуждая прочитанное, родители помогают ему формировать правильную речь.

Фото: Елизаветы ДЁМИНОЙ

Как родители могут помочь детям в развитии речи

Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, поведение, а следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребёнка весьма затрудняет коммуникацию с людьми и нередко накладывает тяжёлый отпечаток на его характер.

По словам учителя-логопеда филиала № 2 Новгородского областного центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Нины МЕЛЬНИКОВОЙ, в 5–6 лет дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся застенчивыми, замкнутыми, а некоторые и раздражительными. У таких детей можно наблюдать проявление агрессии по отношению к сверстникам, а иногда и ко взрослым. «НВ» поговорили со специалистом о роли родителей в формировании правильного произношения и развитии речи.

Фото из архива Нины МЕЛЬНИКОВОЙ

Нина Анатольевна, в чём причина дефектов звукопроизношения у детей? И можно ли их предотвратить? 

— Они могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: отклонения в развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов по отношению к нижним. Чтобы предупредить дефекты речи, нужно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться за советами к стоматологу, устранять дефекты, лечить зубы.

Особое внимание следует обратить на слух. Ему принадлежит важная роль в овладении ребёнком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Слыша речь, отдельные слова, звуки, ребёнок начинает и сам произносить их. Даже при незначительном снижении слуха он лишается возможности нормально воспринимать речь. Необходимо оберегать его слух от постоянных сильных звуковых воздействий — включённых на полную громкость радио, телевизора, а при заболеваниях органов слуха своевременно лечить их, и не домашними средствами, а в медицинских учреждениях. Родители должны беречь ещё неокрепший голосовой аппарат ребёнка, не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать дышать через нос, предупреждать хронический насморк.

Как родители должны помогать ребёнку в овладении правильным звукопроизношением? 

— Не следует форсировать речевое развитие. Вредно нагружать малыша сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объёму стихотворения, учить произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему пока недоступны. Например, в 2–3 года учить правильно произносить шипящие, звук «р», читать художественные произведения, предназначенные детям школьного возраста.

Ребёнок овладевает речью по подражанию. Поэтому важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, чётко произносили все звуки и слова. Нередко причиной неправильного произношения звуков ребёнком становится подражание дефектной речи взрослых, старших братьев, сестёр, друзей, с которыми малыш часто общается.

Что бы вы ещё порекомендовали мамам и папам? 

— В общении с ребёнком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, нельзя подделываться под детскую речь, произносить слова искажённо, употреблять вместо общепринятых слов усечённые слова или звукоподражания — «бибика», «ляля» и так далее, сюсюкать. Это будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарём.

Не способствует развитию речи ребёнка частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, а также слов, недоступных для его понимания или сложных в звуко-слоговом отношении. Если ребёнок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, фразы, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить. Также нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни малыша, когда этот процесс не закончен.

Как нужно строить работу по исправлению речевых ошибок у ребёнка в семье? 

— Ряд недостатков родители сами могут устранить легко и доступно. В семье обычно поправляют ребёнка, когда он неправильно произносит тот или иной звук или слово, но делают это не всегда верно.

Нельзя его ругать за плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Часто это приводит к тому, что малыш вообще отказывается говорить, замыкается в себе.

Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном. Не следует повторять неправильно произнесенное ребёнком слово. Лучше дать образец его произношения. Занимаясь с малышом дома, читая ему книгу, рассматривая иллюстрации, родители нередко предлагают ему ответить на вопросы по содержанию текста, пересказать содержание сказки, рассказа, ответить, что изображено на картинке. Дети справляются с этими заданиями, но допускают речевые ошибки. В этом случае не следует перебивать, надо предоставить возможность закончить высказывание, а затем указать на ошибки.

В семье необходимо создавать такие условия, чтобы ребёнок испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сёстрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и чётко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.

Какие направления в работе по развитию речи малыша вы бы дали его родителям? 

— Во-первых, разговаривайте с ребёнком, а не возле него. Когда читаете сказку, прерывайтесь в самом интересном месте и спрашивайте малыша, что, по его мнению, скажет в ответ герой сказки, что случится дальше. Будьте терпеливы, ждите ответа. А когда он ответит, задавайте вопросы ещё и ещё.

Во-вторых, не угадывайте его мысли! Представьте такую ситуацию: ребёнок двух лет, указывая на кошку, говорит: «Коська». А мама ему вторит: «Да, это кошка идет по дорожке. Молодец!» Всё, ребенок получил самое дорогое — похвалу. Зачем еще пытаться что-то сказать? Мама и так всё рассказала. Задавайте вопросы и ждите ответов, даже если вы и знаете, что скажет вам малыш. Будет больше пользы, если спросите у него: «А кошка большая или маленькая? Какого она цвета? Сколько у кошки лапок, глазок, ушек? Как она разговаривает?» Выслушайте ответы малыша, добавьте или поправьте его. Если потребуется, продолжите разговор о том, что ест кошка, как передвигается.

В-третьих, учите ребёнка говорить предложениями. Сначала он осваивает слова, затем словосочетания, а уже потом предложения. Помогите ему пройти все этапы усвоения речи. На прогулке, дома, в гостях, указывая на предмет, узнайте у ребенка, что это, зачем это нужно. Повторите вслух всё, что он сказал.

В-четвёртых, всегда говорите правильно. Ребёнок должен слышать правильную, грамотную речь и подражать ей. Запомните: он — ваше зеркало.

Теги: общество, дети, родители