Пятница, 22 ноября 2024

Мария Клапатнюк

Борьба за искренность чувств

По мнению режиссёра, все артисты получили в спектакле отличные роли: всем есть что показать. Есть на что посмотреть.

Фото: из архива Новгородского театра драмы

Режиссёр из Белгорода готовит Чехова по-новгородски

Уже в эту пятницу труппа Новгородского театра драмы имени Достоевского представит горожанам премьеру спектакля «Роман с контрабасом» по мотивам произведений Чехова.

Это финальный этап проекта «Игры в классиков», запущенного Новгородским областным театрально-концертным агентством год назад. Тогда путём голосования зрители выбрали из нескольких имён классиков мировой литературы автора, чьё произведение они хотят увидеть на сцене. Победил Антон Павлович.

При этом «Роман с контрабасом» вместит сразу несколько рассказов мастера и его же «Чайку». В интервью «НВ» режиссёр Оксана ПОЛОВИНКИНА, руководитель белгородского молодёжного театра «Спичка», рассказала, каким видит классика, почему в новой постановке звучит танго и при чём тут рыбалка.

Оксана, ваши отношения с Великим Новгородом, насколько я знаю, начались не с Чехова, а с Достоевского… 

— Ещё в 2014 году я отправила на Международный театральный фестиваль Достоевского абсолютно новый спектакль — «Искушение идеологией идиота». Спектакль нестандартный. Льва Мышкина в нём играла актриса, и это моё художественное видение. Кто-то похвалил, кто-то пожурил, как это обычно и бывает на фестивалях. На этом история с Великим Новгородом закончилась.

Но в этом театральном сезоне продолжилась снова — с Чеховым. 

— Да, получив звонок от арт-директора театра драмы, я сначала продумала, что это шутка какая-то: «Мы увидели вашего Чехова в лаборатории, в Казахстане. Это интересно». А я действительно была в Казахстане по проекту «Поддержка русского театра за рубежом», когда несколько режиссёров едут в страны бывшего СНГ и работают с труппами местных театров на русском языке. Мне достался Чехов. При этом запрос был не на классические его пьесы, а на рассказы. Пришлось предварительно написать инсценировку. И за три дня получилось сделать эскиз. Видимо, благодаря ему новгородский театр пригласил меня поработать с труппой.

На нашей сцене сейчас готовится тоже не «классический Чехов»?

— Да. И здесь есть нюансы. Когда берёшь готовый материал, у всех есть какое-то шаблонное понятие про Чехова, «Трёх сестёр», «Чайку» и «Вишнёвый сад». И это очень часто мешает режиссёру показать, что у тебя может быть другой контекст прочтения. Не потому, что хочется выпендриться, а потому, что все мы — разные люди! И с разных сторон воспринимаем материал. Есть желание открыть что-то новое и в авторе, и в себе. Это не снобизм, а нормальная реакция любого человека.

Как в итоге работаете с новгородскими актёрами? 

— Предварительно мне было нужно около 10 человек, и я очень актёрами довольна: они разноплановые, разножанровые и характерные. Инсценировку я дописывала на месте, глядя на самих исполнителей, на возможности их характеров. Не знаю, насколько это интересно для зрителя, но мне работать было интересно. Можно сказать, что это специально написанная для новгородского театра инсценировка. Вряд ли её можно «надеть» на какую-то другую труппу.

Имя Чехова для вас — это стартовая площадка или рамки, за пределы которых нельзя, потому что…

— Я просто так вижу Чехова: здесь нет желания кого-то удивить или поразить. Обращать внимание на замечания в стиле «это не Чехов» — значит просто сбиваться со своего курса. А мой курс такой: есть ощущение от автора, есть интуиция. Далее ты изучаешь материал и создаёшь своё произведение. Я считаю, что Чехов был далеко не простым человеком. Как и многие писатели. В том числе и в плане дружеских связей, любовных историй, путешествий, отношения к медицине, драматургии, театру. У него своеобразное, влюблённое отношение к музыке. В постановку я включаю все эти знания об авторе. Если чего-то не знаю, то дополняю: использую все доступные ресурсы. Выстраиваю свою композицию. Если бы театральная постановка была музыкальным произведением, я бы писала на её основе свою партитуру. В итоге получается произведение, которое актёры должны в определённом жанре сработать. А моя задача — добиться лёгкости на сцене.

Вам важно, как актёры принимают предложенную вами трактовку?

— Мы работаем над спектаклем вместе. И работаю я, безусловно, с людьми. Ведь и спектакль потом с ними останется: играть его актёрам. И это уникальный момент. Я вообще считаю, что не всегда и не все актёры осознают тонкость происходящего. Многие застревают в профессии, не осознавая всех переживаний, которые происходят в спектакле. Сцена — это действительно особое пространство. И эту уникальность внутри спектакля тоже хочется подчеркнуть. Метафоры я вкладываю в сценографию, в музыку и так далее. Сейчас я хочу, чтобы актёры позволили себе немножко свободы. Отошли от шаблонных представлений о театре, о Чехове, о самих себе даже.

Ваш привычный формат — это камерная сцена. Зал филармонии в эту категорию никак не вписывается.

— Да, я привыкла к работе «лицом к лицу» в камерном формате. А на этой сцене мне помогает художник, мой преподаватель, педагог ГИТИСа Алексей Трефилов. Он создаёт ощущение летней рыбалки на озере. Когда требуется, он настраивает меня на верный лад.

В «Романе с контрабасом» много музыки: этого требует Чехов или ваше видение его?

— Музыка — всегда внутреннее состояние. И я уже говорила, что сам Чехов очень любил музыку. Был и неистовым рыболовом. И здесь, в постановке, всё это есть. А вот случайных вещей у нас нет вообще. Из любимой чеховской музыки у нас — один ноктюрн Шопена. Зато звучит танго, поскольку в постановке много пар, которые влюбляются, знакомятся, сходятся, расстаются. Между ними происходит всё, что может происходить между мужчиной и женщиной. И всё это укладывается в ритм танго. Будет и монотанго с воображаемым партнёром. Это более драматичная ситуация. Кроме того, у нас многие артисты поют. В общем, в этом вкусном салате есть всё: интересная сценография, песни, танцы, диалоги, монологи. Получается такая селёдка под шубой.

И селёдка есть?

— Есть, только это карась. И он отнюдь не случаен. Мы помним, что Чехов — страстный рыболов. Это важный момент. Вообще в этом спектакле, как мне кажется, актёрам никогда не будет скучно. Пространство сцены наполнено художественными деталями, с которыми можно играть — не переиграть. Это, в хорошем смысле, песочница для актёра. И баловство здесь уместно. Зрителю можно пожелать приходить и смотреть за актёрской игрой. Все артисты, как мне кажется, получили в этой работе классные роли. Всем есть что показать. Есть на что посмотреть, оценить.

Над чем вы с труппой особенно активно работаете сейчас?

— Для себя я это формулирую как «отчаянная борьба за искренность чувств». «Играем про любовь» — более простая, но несколько размытая формулировка. Я хочу, чтобы мы перестали быть вялыми, начали проживать каждый момент жизни. Какой бы автор мне ни достался, мне кажется, самое ценное — это находить в нём жизнь. И пробовать эту жизнь передать. Сейчас особенно важно осознавать и помнить, что жизнь идёт несмотря ни на что. Случаются потери, расставания. А жизнь продолжается. И в ней есть место искренним чувствам.

Теги: театр драмы, спектакль, Оксана Половинкина, Великий Новгород