Пятница, 22 ноября 2024

Мария Клапатнюк

Творческие мурашки

«Мёртвые души» на сцене Новгородского театра драмы стали масштабным полотном.

Фото: из архива Новгородского театра драмы им. Ф.М. Достоевского

Про азарт, многозадачность и работу non-stop

«Я художник, я так вижу» — звучит хорошо, но в ежедневной работе главного художника Новгородского театра драмы имени Достоевского совершенно неприменимо. Более того, одной из основных черт характера человека на этой важной должности должна быть строгость. А ещё педантичность и внимательность к деталям. Но вместе с тем и широта мысли, и открытость новому, и умение одновременно работать в разных плоскостях.

О том, как совмещать несовместимое, а также про ушедший театральный сезон и планы на новый творческий год рассказывает главный художник Новгородского театра драмы Екатерина ЧАЗОВА.

Екатерина, сезон окончился, да здравствует сезон? 

— Именно так! Времени на выдох не так много, поэтому использовать его нужно максимально. А на горизонте уже следующий, юбилейный, 170-й театральный сезон.

Пока свежи впечатления, как можно охарактеризовать работу, проделанную накануне юбилея?

— В первую очередь нужно сказать, что сезон был просто удивительным! Удивительным на события, открытия и знакомства. Начался с «Мёртвых душ», первого для меня опыта работы с замечательным режиссёром Дмитрием Бурханкиным. Я вообще очень люблю новые знакомства: у каждого режиссёра — свой подход, свои принципы, своё видение спектакля. Наша работа над фундаментальным произведением Гоголя была интереснейшей и очень глубокой, произошло настоящее сотворчество с режиссёром. И далее сезон сложился так, что мне предстояла череда знакомств с настоящими мастерами — режиссёрами и прекрасными художниками. Была работа с классическим Островским. Вместе с моим другом и учителем Валерием Маркиным мы создали тёплый спектакль — «Правда — хорошо, а счастье лучше». У нас давно не было такой уютной постановки. Затем случился «Роман с контрабасом» — совершенно иной по духу проект. Его ставила Оксана Половинкина в тандеме с Алексеем Трефиловым. А потом мы взялись за иммерсивный детектив «Рейвенскрофт» — это принципиально новый опыт технического оснащения спектакля. Над ним работали режиссёр Ярослав Шевалдов и художник Мария Смирнова-Несвицкая.

Легко ли вам всякий раз настраиваться на волну нового мастера? 

— Для меня это не проблема. Наоборот: в нашей работе очень здорово, когда мы встречаем собратьев по цеху. И сезон подарил нам именно такие встречи: приезжали люди, которые не поверхностно относятся к своему делу, а искренне любят его и живут театральным искусством. При этом неважно, происходит ли дело в столице или в небольшом областном центре. Например, пьесу «Весы» Евгения Гришковца на новгородской сцене поставил яркий дуэт режиссера Леонида Алимова и художника Алины Яковлевой. Большая творческая удача поработать с такими мастерами.

Ну а главным событием сезона стал…

— …конечно, переезд Новгородского театра драмы из родного здания, закрытого на реконструкцию, на новые территории. Такое испытание нас объединило: это была большая проверка — как в плане человеческом, так и в профессиональном. Конечно, было сложно, но мы убедились в том, что сплочённая команда умеет работать в режиме многозадачности и достойно решает любые проблемы.

А вообще что является вашей основной работой? 

— Главный художник театра — это консолидатор в плане художественного оформления спектакля. Если техническими вопросами занимается заведующий постановочной частью, то моя вотчина — декорационный, костюмерный, пошивочный, реквизиторский, бутафорский цеха, реклама, полиграфия. В общем, визуальная часть. Задача главного художника — родить цельный художественный образ и потом воплотить его в жизнь. Интересно, что начинается всё как большой творческий процесс, а в итоге мы получаем таблицы с сухой информацией и сметой, где учтено всё до последней булавочки. И без этого никуда. Я выступаю как проектный менеджер в своей сфере. Работа над постановкой — это каждый раз начало какой-то новой жизни. При этом иногда у нас идёт выпуск премьеры, а мы уже трудимся над следующим проектом.

«Я счастливый человек, моя работа — это моя жизнь. Но театр не подменяет собой жизнь, вытесняя из неё всё остальное, а наоборот, органично входит в неё. Я потомственный работник театра. Моя мама Светлана Чазова — замечательный художник по костюмам. Мой муж Антон Вакуров успешно попробовал себя в качестве театрального композитора. В общем, театр — это любовь». 

Как вам удаётся совмещать разные концепции, когда в стык идут, например, «Правда — хорошо…» и «Роман с контрабасом»?

— Именно в моей работе это один из базовых принципов: я просто обязана быть многозадачной. И я требую системного подхода к процессу от цехов. Как ни крути, при всём «творческом начале» репертуарный театр — это плановое производство и плановый выпуск, поэтому без чёткой организации здесь никуда.

На ваш взгляд, в чём основная тенденция ушедшего театрального сезона? 

— Ни для кого не секрет, что сейчас вектор развития направлен на молодёжь: мы привлекаем и вовлекаем молодых людей, стараемся привить им любовь к театру. При этом мы обязаны не забывать про всю разнообразную аудиторию. Вопрос «Для кого спектакль?» становится первым и основным, когда речь идёт о продвижении и подаче постановки.

Как найти баланс между собственным видением художника и идеей режиссёра?

— Всегда есть опасение, что художник станет заложником своего стиля. Но в моей работе так нельзя: ничего попросту не получится. Более того, работая над афишами, мы пробовали прийти к единообразию, разработке общей стилистики, но это не работает. Творить и сочинять приходится всегда от материала. А фигура режиссёра диктует нам подачу.

А что готовит грядущий, юбилейный сезон?

— В сентябре мы откроем 170-й сезон постановкой по премиальному роману нашего земляка, новгородца Михаила Турбина «Выше ноги от земли». Герой романа Илья Руднев — талантливый врач детской реанимации с тяжёлой личной историей. Ну а потом начнём обживать пространство малого зала Новгородской филармонии и выступим в консолидации с филармоническими цехами. Зрителя ждёт постановка, в основе которой — жизнеописание Сергея Рахманинова. Работа будет идти с режиссёром Даниилом Донченко и музыкантами филармонии. Премьерой мы откроем целое направление камерных театрализованных представлений в малом зале филармонии. Это будет в октябре. А далее — ура! — детская музыкальная сказка. Совершенно особый жанр, за который мне бы очень хотелось взяться.

Не страшно?

— Работа над новой постановкой — это каждый раз начало какой-то новой жизни. Мы не имеем права бояться. Конечно, внутри постоянно бегают творческие мурашки. Но мы — люди азартные и с интересом принимаем новые вызовы.

Теги: театра драмы, Великий Новгород