Понедельник, 23 декабря 2024

Василий Дубовский

Мягкая сила «Мякишей»

Евгений Антонов: «Каждое утро благодарю за этот новый день!»

Фото: из архива Евгения АНТОНОВА

Предприниматель Евгений Антонов хочет превратить Боровичи в центр притяжения для творческих и активных людей

Недавно фабрика «Мякиши», специализирующаяся на выпуске развивающих игрушек, стала одним из победителей проводимого Росконгрессом и Агентством стратегических инициатив конкурса брендов «Сильные идеи для нового времени». Боровичане были признаны лучшими в номинации «Потребительские товары». Их продукцией заинтересовался даже Президент страны Владимир Путин, заметив, что «это надо раскручивать».

Евгений Михайлович, это ведь не просто пожелание? — вопрос сооснователю фабрики Евгению АНТОНОВУ.

— Это показатель внимания к отечественному производителю. Так сложилось, что довольно долго отечественные бренды не были в фокусе, превалировал импорт, малый и средний бизнес жил под прессом крупных корпораций. Сегодня — иная ситуация. Победа в конкурсе работает не только на имидж. Это продвижение на крупные торговые площадки, обучение сотрудников в сетевых компаниях. Вам говорят: вот ваш шанс, используйте. Нас поддерживает руководство области: достаточно вспомнить об участии в специализированных выставках в Казахстане, Узбекистане и Армении. У нас как производителя социально значимой продукции есть 10-процентная льгота по НДС. Как предпринимателю мне, может, хотелось бы и большего…

Например?

— В Китае наши коллеги, работая на экспорт, вообще освобождены от уплаты НДС, ещё и субсидию получают на логистику. Однако в существующих реалиях грех жаловаться.

А было такое время, что обстановка благоволила?

— Фабрика существует с 2000 года. Современный кризис — санкции, разрыв связей — для нас, кажется, уже пятый. Мне проще сказать, когда было хуже. Не будешь же сравнивать риски для бизнеса с угрозой для жизни, не так ли?

На вас наезжали?

— А как же! Приходилось искать какие-то «крыши», договариваться. Подготовили помещения, поставили станки. Вдруг у нас гости: у них возникли планы на наш объект. Мы очень переживали из-за этого. Потом пережили и чиновничий наезд — на нас весьма энергично давили с целью втянуть в коррупционные схемы по налогам.

Но вы же, начиная бизнес, понимали риски.

— Конечно! Я в бизнесе с 1990-х годов. Бывший военный, оказавшийся безработным. Начал с ларька. И благодарен даже такому опыту. Когда же у нас с Мариной возникла история с игрушками, мы имели приличную работу и зарплату. Всё как бы стабильно, можно и не затевать своё дело. Но мы были ещё молодые! А вокруг всё пропитано той потрясающей энергетикой, когда все хотят что-то делать. Попробуем? Давай!

А почему именно игрушки?

— Стечение обстоятельств. Боровичи — маленький город. Если хочешь заработать, не уезжая, нужно ориентироваться на общероссийский рынок. Как это сделать? Идею мне просто подарили. То есть подарили детские кубики. И всё сложилось!

Что такое стабильность?

— Это нестабильность! Ничего иного нам не дано. Тот хаос, который сейчас воцарился в мире, будет нас сопровождать ещё долго.

У вас много социальных проектов. Не возникает мысли как-то их оптимизировать?

— Нет! Они же не сами по себе, а рядом с большой идеей, которая состоит в следующем: сделать малый город Боровичи энергетически наполненным и цветущим местом, куда стремились бы люди из депрессивных регионов. Есть фабрика «Мякиши», есть ресторанная группа Antonio Family, сейчас мы хотим запустить третью волну — Центр дизайна и инноваций. Это будет то место, где соберутся ведущие педагоги, психологи, методологи. Деньги на ремонт дорог, полученные от федерального центра, наши местные усилия по реставрации Боровичского музея, восстановлению старинных усадеб — всё это в русле одной задачи.

Один нюанс: люди нужны везде.

— Я радею за свою территорию. И не мешаю властям и предпринимателям в других городах заниматься тем же. Если купец Матвей Шульгин размышлял бы не о своём родном городе, а о всеобщем интересе, то вряд ли мы имели бы такой символ, как мост Белелюбского. Шульгин привлёк самого модного на то время инженера-мостостроителя. И построил мост-мечту, казалось бы, вопреки всему. При нехватке средств, при маргинальном в массе своей населении, при жадных купцах и такой же жадной власти. Мы многое делаем для музея, который располагается в бывшем доме Шульгина. Из искреннего уважения к памяти этого человека.

Вам не хотелось возглавить весь процесс?

— Пойти во власть? Я думал об этом и пришёл к выводу, что моё предпринимательское мышление будет там буксовать. Мне полезнее находиться вне периметра власти. Понимаете, деньги в стране есть. Я вижу, какие усилия прилагает губернатор, чтобы привлечь средства в регион. Чтобы простимулировать, расшевелить. Но и у нас в области не все и не везде хотят шевелиться. А я верю, что Боровичи могут стать красивой историей. Не зря к нам любят приезжать художники. Нам бы причесать наш город. Пригласить грамотных ландшафтников, которые откроют виды. В России есть Плёс, есть Суздаль. А могут быть ещё и Боровичи. Надо, чтобы этой идеей заразилось большинство наших жителей. И всё получится.

Можно сказать, что вы хотите переформатировать город, его собственное мнение о себе.

— Можно. Когда мы открывали ресторан, все думали, что это будет кабак. Что в малом городе по-другому просто не бывает. Бывает! Знаете, когда я это почувствовал? Когда увидел пенсионерок, в полдень мило беседующих за столиком с видом на храм, взяв десерт и чайничек с чабрецом. У нас — хорошая площадка, хороший звук. Мы приглашаем хороших артистов. У нас не бухают и не набивают животы, а культурно проводят время. И это, представьте себе, рентабельно. Я считаю, это победа над скептиками.

Скажите, что у вас с Италией? Почему рестораны — от Antonio?

— Потому что мы — Антоновы. И это — самое популярное имя в Италии, которую я люблю. Мне нравится семейный бизнес по-итальянски. Нечто подобное пытаюсь привить на нашей почве. Вообще-то, у нас был семейный конкурс названий, который выиграла старшая дочь, а с ним — призовую тысячу рублей.

Дети готовы продолжить семейное дело?

— Всегда этого хотел, но выбор был за ними. Я только стоял с флагом и, размахивая им, сигнализировал: сюда, сюда. Старшая дочь, получив компетенции в юриспруденции и управлении, вернулась в Боровичи, усилила нашу компанию. Младшая окончила университет сервиса. Надеюсь, будет помощницей маме в ресторанном бизнесе.

Что вы ещё любите, кроме Италии?

— Своих близких. Люблю, когда мне интересно. А это зависит от сложности задач.

Каким задачником пользуетесь?

— Это мой город. Тоже любимый. Если проехать по нашим улицам, то можно заметить много искривлённых деревьев. Такими их делают электрики, защищая свои провода. В одном из наших путешествий, это было в Венгрии, мы увидели шариковые клёны. Они классно кронируются. Только ствол со временем толстеет. Ничего не надо пилить. Первые такие деревья есть теперь и у нас. Боровичане прозвали их чупа-чупсами.

Самое трудное?

— Улица, на которой я живу. Я мог бы отремонтировать её и за свои деньги. Возможно, этого от меня и ждут, но ведь это неправильно. Давайте хотя бы на условиях софинансирования. Уже третий глава мне это обещает. Но я по натуре оптимист. И у меня есть приём, который называется «добрый дятел»: здесь не пускают, постучусь в другую дверь. Есть программа «Дорога к дому», пытаемся пойти таким путём.

Вам завидуют? 

— Не знаю, не задумывался. Хейтеров я приветствую. Они как рекламные агенты. Кто готов сотрудничать — тем респект. Ушедших понимаю: мой темп — не для всех.

В чём ваш личный источник энергии?

— Каждое утро, проснувшись, говорю: «Спасибо за этот новый день!» Пока я здоров, буду тратить энергию на то, чтобы благоустроить и свою жизнь, и всё остальное. Вся философия.

Где вы берёте вишнёвые косточки для детских разогрелок?

— Раньше — в Польше, теперь — в Узбекистане. Между прочим, в каждой такой игрушке — 150–200 граммов косточек. Уникальность этого природного материала в том, что вишнёвая косточка выдерживает много циклов разогрева и охлаждения. Мы дали некий инструмент по снятию колик у малышей. Всё просто: игрушка — как чехол, а внутри — мешочек с косточками.

Но именно это особенно заинтересовало Президента в вашем ассортименте. 

— Владимир Владимирович потом даже привёл это в пример в своём выступлении, сказав, что «вроде ерунда, но хорошая ерунда, полезная». В Ютубе есть ролик с другой нашей игрушкой — чайкой. Сюжет возник как бы из ничего: ну, забыли игрушку в гостинице. Но ребёнок по ней скучал. И ему приходили фотоотчёты, как живёт его игрушка. Её кормили, водили на спортивные занятия, на пляж. А мама показывала всё это и говорила, что чайка скоро вернётся домой. Вроде ерунда, но хорошая. Всё так по-человечески…

Теги: Боровичи, мякиши, игрушки