Понедельник, 25 ноября 2024

Людмила Данилкина

Что получится, если из мухи сделать слона?

Мария Прокопьева на занятии с детьми в молодёжном центре «Место. Валдай».

Фото: Людмилы ДАНИЛКИНОЙ

Преподаватель Санкт-Петербургского университета кино и телевидения Мария Прокопьева убеждена, что в анимации не бывает случайных людей

В Валдае второй год подряд Мария Викторовна ПРОКОПЬЕВА по приглашению Молодёжного центра «Место. Валдай» ведёт с детьми занятия по анимации. Она разработала авторскую программу, цель которой — познакомить ребят с мультипликационным миром и при помощи компьютерных программ научить оживлять статичные объекты, придумывать персонажей, писать сценарии и делать раскадровки.

— Понятно, что за пять творческих рабочих дней, а именно столько длится программа, невозможно постичь все премудрости мультипликации. Моя основная задача — заронить в души мальчишек и девчонок зерно, которое потом прорастёт творческим деревцем. Как говорит мой главный наставник, известный режиссёр и художник-мультипликатор Юрий Борисович Норштейн — и я с ним полностью согласна, — в анимации не бывает случайных людей: кто хоть раз к этому искусству прикоснулся, не сможет уже без него обойтись.

Мария Викторовна, а вы сами когда профессионально заболели мультфильмами?

— У нас творческая семья. И мама, и папа рисовали, отец даже собирался поступать в Академию художеств, но техническое направление пересилило, и он стал инженером, однако рисовал всю жизнь. И мы с сестрой тоже с малых лет не выпускали из рук карандаши и краски.

Школу я оканчивала в начале 90-х. Сложный период для всех отраслей, творческих в том числе, но при этом — открывающий новые возможности. Тогда на волне кризиса в Москве стал сдавать позиции «Союзмультфильм». А в Санкт-Петербурге директор «Ленфильма» Виталий Аксёнов и руководитель киностудии «Троицкий мост» Игорь Масленников (режиссёр «Зимней вишни», фильмов про Шерлока Холмса — Прим. автора) организовали Высшие курсы режиссёров и сценаристов по анимации с приглашёнными из столицы ведущими мастерами. Узнала я об этом совершенно случайно и тут же загорелась желанием поступить. На экзамене нужно было из мухи сделать слона — в буквальном смысле — и представить раскадровку этого превращения.

На курсах нас обучали выдающиеся специалисты, и мы проходили все аспекты — прорисовку героев, выстраивание сюжетной линии, написание сценария, съёмку, монтаж, сценические движения, ритмику, музыку и многое другое. Все слушатели потом получили возможность работать на студиях «Троицкий мост» и «Леннаучфильм», пройдя все цеха, освоив всю технологическую и творческую цепочку создания мультипликационных лент.

В вашей биографической справке говорится, что после окончания педагогического университета имени А.И. Герцена вы работали учителем в школе…

— Курсы сценаристов и режиссёров — безусловно, хорошо, но это — всё же дополнение к высшему образованию. По проторенной старшей сестрой дорожке я отправилась за высшим образованием в педагогический университет имени Герцена. И после получения диплома действительно трудилась учителем ИЗО в школе и в студиях дополнительного образования.

А в 2004-м меня захватил дизайн, и я несколько лет отдала фирме, занимающейся этим направлением. В качестве дизайнера мне посчастливилось сотрудничать с театром имени Ленсовета — разрабатывала полиграфическую продукцию для таких известных спектаклей, как «Дракон» по пьесе Евгения Шварца и «Циники» по роману Анатолия Мариенгофа. Кроме того, иллюстрировала и готовила к печати книгу мемуаров «Как нарисовать птицу» Игоря Петровича Владимирова, первого худрука и главного режиссёра Ленсовета.

Сейчас вы доцент кафедры компьютерной графики и дизайна Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения. Ваш учебный курс посвящён анимации. Какой видится мультипликация первокурсникам?

— Некоторые абитуриенты посещают подготовительные курсы, принимаем мы в том числе и по итогам творческого экзамена, так что поступает очень способная молодёжь. Однако у некоторых своё представление об анимационном жанре. Так, скажем, есть ребята, которым с детства нравятся аниме-мультфильмы, и они полагают, что анимация только такой и должна быть, другие же убеждены, что будущее исключительно за компьютерными картинами…

Я не только школьникам даю список анимационных фильмов, которые нужно увидеть, чтобы начать знакомство с этим видом искусства, но и студентам, только им обязательны к просмотру ещё и лучшие образцы мирового игрового кинематографа.

Какие фильмы в этом перечне? Отечественные — «Приключения принца Флоризеля», весь «Шерлок Холмс», «Мёртвый сезон», «Белое солнце пустыни»… Зарубежные — «Андалузский пёс» испанского режиссёра Луиса Бунюэля и художника Сальвадора Дали, «Великая красота» итальянца Паоло Соррентино и многие другие работы. Из мультфильмов — «Сказка сказок» и «Ёжик в тумане» Юрия Норштейна, «Снежная королева» Льва Атаманова и Леонида Шварцмана и так далее.

Не только школьники, но даже некоторые первокурсники, осознанно выбравшие в нашем вузе направление компьютерной графики и дизайна, не видели многих картин из списка. А ведь чтобы стать профессионалом, однозначно необходимо разбираться в особенностях европейского кино и анимации, искусства мультипликации американского континента, стран Азии, Японии и, естественно, России. Только насмотренность позволяет анализировать, подмечать детали, отделять плохое от хорошего. Студенты, научившись смотреть, обращают внимание на постановку кадра, плановость, понимают, как работать со светом и цветом, как движется камера, их начинает сильно цеплять, когда сценарий обрывается — не дописали до логического конца, когда не раскрыт характер героя…

И вот тогда насмотренность и анализ увиденного дают свои плоды: будущие мультипликаторы начинают иначе мыслить, придумывать свои сюжеты и инструменты их оживления в кадре.

К слову, практикую задание — перечисляю деревни, что встречаются на Новгородчине: Болотница, Манькино, Померанье, Большое Опочивалово, Сюйська и другие, и прошу ребят придумать, исходя из названий, образы жителей этих населённых пунктов и детально их прорисовать. Если бы вы видели, какие яркие, характерные типажи получаются!

На ваш взгляд, насколько качественная анимационная продукция в последние годы выходит на экраны российских кинотеатров?

— Думаю, это философский вопрос. Кто занимается авторской анимацией, подвергнет критике многие картины, вышедшие в широкий прокат. Но с точки зрения продюсеров, хорошие мультфильмы — те, что имеют коммерческий успех. На самом деле достойных лент выпускается много, однако далеко не все из них доходят до массового зрителя.

Ежегодно в Суздале проводится Открытый российский фестиваль анимационного кино, но это такой условно закрытый анклав — фильмы-победители не всегда потом активно рекламируются или идут в кинотеатрах в «несмотрибельное» время. Так, например, было с «Гофманиадой» (режиссёр — Станислав Соколов). Главный герой — Эрнст Гофман, молодой юрист, музыкант и писатель, который живёт сразу в двух измерениях: воображаемом мире собственных произведений и в обычной реальности небольшого немецкого городка. Это сложный, но очень красивый мультфильм, и такой рукотворный! Обязательно посмотрите.

Вы являетесь руководителем студенческих анимационных проектов. О чём мультфильмы?

— Анимация — от латинского animare, что означает «вдохнуть жизнь». Для любого мультфильма важна нравственная составляющая, герои, которых мы одушевляем, и то, с чем они к нам приходят. Вот этот принцип — в основе всех работ наших студентов, многие из которых отмечаются на отечественных и международных конкурсах. Из последних могу назвать картину «Танцы». Есть отличный фильм о Фриде Кало, в котором оживают её полотна и она сама. Очень достойной получилась лента о первом российском императоре Петре Великом. Добавлю, что в 2016 году мультфильм «Мой дедушка был вишней», созданный нашими выпускницами, сёстрами Ольгой и Татьяной Полиектовыми, вошёл в лонг-лист премии «Оскар».

Совсем недавно третьекурсники демонстрировали свои работы как будущие художники-постановщики. Оценивал их в том числе и уроженец Боровичей — известный режиссёр-мультипликатор Владимир Торопчин (работал над мультфильмами «Карлик Нос», «Лунтик и его друзья», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Три богатыря и Шамаханская царица», «Иван Царевич и Серый Волк» и другими — Прим. автора). После просмотра он сказал ребятам, что остался доволен хорошими, добрыми работами и что у российской анимации есть будущее.