Пятница, 22 ноября 2024

Мария Клапатнюк

Полвека молодости

Директор художественной школы был одним из её первых учеников.

Фото: из архива Олега ВАСИЛЬЕВА

Год за годом новгородская Детская художественная школа смотрит на мир глазами своих юных учеников

Начало нового учебного года — это всегда торжественно и немножко волнительно: как сложится, что преподнесёт, к чему готовиться? Для Детской художественной школы Великого Новгорода ныне стартовавший сезон — совершенно особенный, потому что юбилейный. Пятидесятый. Трудно поверить, но открылась школа 19 сентября теперь уже далёкого 1973 года. Сколько баночек гуаши истрачено с тех пор, сколько акварелей создано, куда разлетелись талантливые выпускники художки и какова сама юбилярша, год за годом радующая и удивляющая своих совсем маленьких воспитанников, дев и юношей постарше, смотрящих на мир через гордое и обязывающее «Я — художник»...

О буднях и праздниках заведения «НВ» рассказал Олег ВАСИЛЬЕВ, директор Детской художественной школы.

Олег Анатольевич, с чем подошли к знаковому рубежу? 

— Прежде всего — с историей. Мы наработали традиции, скопили хороший багаж, стали одним из значимых явлений культурной жизни Великого Новгорода. Школа известна за пределами региона благодаря прочным, дружеским связям с коллегами. Наши выпускники работают по всей стране. А самое основное достижение в том, что, невзирая на наш почтенный возраст, мы остались молодыми. И это очень важный посыл. Школа постоянно следует за своими детьми. Они приходят учиться и приносят с собой юность и свежесть. Удивительно наблюдать, как в «Ступеньку» (подготовительное отделение школы. — Прим. ред.) на занятия идут пятилетние дети и постепенно растут, меняются. А потом, после каких-то очередных каникул мы обнаруживаем, что это уже молодые люди, а не дети. Всякий раз это волнительно! И порой кажется, что столько всего наработано, что можно включить методику и не искать новое, двигаться по известным рельсам с новым потоком. Но это не работает: каждый раз всё нужно начинать с нуля. Таков уж процесс: общение с детьми не даёт художникам-педагогам и педагогам-художникам почивать на лаврах.

Но при этом вы — «классическая школа», а значит, какие-то постулаты остаются неизменными?

— Да, безусловно, нужна основа, и мы ей следуем! Но помимо этого у нас происходит много чего ещё: интереснейшие встречи, проекты. Например, творческий союз с академией Штиглица. Они приезжают сюда, к нам, на пленэры. Мы обмениваемся с коллегами идеями новых пленэрных заданий, композиций, выставочных форматов. Иногда нас спрашивают: «А как вы ЭТО делаете?» А мы так делаем, потому что живём вместе с детьми. Транслируем им свой опыт, но не стесняемся слушать учеников. Мы творчески понимаем друг друга. У нас единство и атмосфера. Я не давлю на занятиях как педагог и наставник, но могу дать хороший совет. Потому что за свою жизнь набил много шишек, которые можно было не набить, воспользовавшись мудрым советом. И сейчас как раз стремлюсь мягко помочь.

В новый учебный год школа вступает с обновлёнными интерьерами: на входе и в межэтажных пространствах появилась свежая уникальная роспись. Чьи идея и реализация?

— Это действительно яркое событие в жизни школы, но сама идея появилась 21 год назад, когда были сделаны первые рисунки. Я тогда предложил оживить пространство, потому что вход в школу был обычный, совсем неинтересный. Родилась мысль: показать этапы творчества на разных его уровнях. Затем появилась роспись. Она прижилась и существовала так долго, что я уже даже забыл, что сам её и сделал. Но сколько времени прошло… Понадобилось обновление: восстанавливать то, что уже было, показалось неинтересным. А тут на пленэре, на листе 40 на 40, я попросил свою группу учеников выразить квинтэссенцию того, что они видят вокруг. И так это хорошо у них получилось, что дальше осталось только расписать наши стены: 70 метров синей поверхности.

Фрагмент композиции «Яблоки и дети» — лестничная стена. Роспись Анастасии МЕДВЕДЕВОЙ

И они не испугались?

— Это вопрос… Дело в том, что часто я их как будто не понимаю. Они много молчат, хотя сами заводные. Так вот, они помолчали-помолчали и согласились. В каникулярное время они пришли, мы походили по этажам, обсудили, чего бы хотелось. И ребята загорелись. Потекли три летние недели сплошного веселья: процесс пошёл так, как он и должен идти. Творцы работали, а я напоминал, что предыдущая роспись прожила 20 лет. И, может быть, ребята когда-то приведут в художку уже своих детей и будут показывать им эти работы, живущие своей жизнью.

Вообще сложно придумать для художественной школы место более удачное, чем Новгородский кремль. Прогулка сюда — уже приятное событие.

— Я как раз из первого выпуска художки. Помню, как мы подавали заявление сюда. А сама школа тогда — это два класса на первом этаже, второй этаж — музыкалка. А третьего не было вообще. И кремль был другой. И стояли сарайчики, тут же были жилые дома. И кусты смородины. Песочница возле школы. Скамеечка для домино. А нам казалось, что школа очень большая. Производили впечатление большие гипсовые скульптуры. Внушительный вид основателей школы Александра Варенцова и Владимира Журавлёва, которым тогда было двадцать с чем-то. Всё было на подъёме, и это было очень хорошо. А через два месяца после открытия состоялась первая выставка. И в городе это стало событием: свежая, интересная выставка первого курса. Потому что других курсов просто не было. Для нас школа тогда была домом. Ну и с тех пор мы постоянно стараемся привносить что-то в её жизнь. Не только внутри, но и вовне. Поэтому тут появились палисадники, скамейки, скульптуры, сделанные детьми, кривенькая ёлочка, ставшая красавицей, фигуры из снега и льда к Новому году.

За полвека прошла, естественно, не одна знаковая выставка Детской художественной школы…

— Мы стараемся все наши выставки позиционировать как взрослые. Создаём какое-то явление, добавляем туда элементы структуры. Скульптуры, коллаж — то, что интересно современным детям.

Новгородская Детская художественная школа появилась в городе благодаря энтузиазму художников Александра Варенцова и Владимира Журавлёва.

Кстати, а дети сильно меняются?

— Всё вокруг детей меняется. Задавали бы вы те вопросы родителям, что сейчас задают дети? Жизнь меняется, и дети другие. Но было ли раньше лучше? С моей точки зрения, моё детство было замечательное. И детство моих детей тоже замечательное. Как и детство внуков. В своё время Русский музей сделал выставку работ «Сто лет детского творчества» из своих фондов. Туда вошли рисунки детей царской семьи (они прекрасно рисовали) и множество других картин до современности. Когда я стал смотреть всё это, обращал внимание на возраст, на манеру, и у меня сложилось такое впечатление, что детское творчество просто растёт. Оно не эволюционирует, не меняется, как взрослое, не переходит в какие-то «измы»: конформизмы, реализмы, идеологические установки. Нет! Оно именно детское: оно просто отражает мир. Это так хорошо! И это определяет роль для школы. Мы, с одной стороны, учим навыкам, а с другой — выступаем лакмусовой бумажкой. По нам можно проверить, как и что происходит. Мы создаём среду живых критериев.

Сейчас в городе открывается масса творческих центров, студий, курсов, которые предлагают в том числе и «научить рисовать», и конкретные мастер-классы для детей и взрослых. По вашим ощущениям, вы не конкурируете? 

— Стоит только порадоваться, что у нас такой взрыв и интерес к изобразительному искусству. Тут ещё и пандемия, и её онлайн-уроки сыграли на руку развитию этой сферы. Здесь я не вижу никакой опасности. Вижу опасность, если школа замрёт и не будет меняться, но пока ничего подобного не происходит. Школа развивается вместе с учениками.

А чего вы ждете от юбилейного года и чего ждать нам, зрителям?

— Начало года — это всегда стресс: для родителей, преподавателей, воспитанников. Всем тяжело, но надо. Как правило, это время проходит быстро. Когда появляются первые результаты, они вдохновляют. Понятно, что мы сейчас работаем над юбилейной выставкой. Дата серьёзная, но она не трескучая, не пафосная. 17 ноября состоится открытие в центре «Диалог». Все секреты, конечно, раскрывать пока не будем. Но, думаю, должно получиться неплохо.

Теги: Великий Новгород, художественная школа