Воскресенье, 22 декабря 2024

Мария Клапатнюк

За пультом — музыкант и психолог

Дирижёру необходимо очень тонко чувствовать музыкантов оркестра.

Фото: Алексея ПАВЛУЦКИХ

О тонкостях профессии и планах на будущее рассказывает новый дирижёр оркестра русских народных инструментов имени Бабанова

На минувшей неделе оркестр русских народных инструментов имени Бабанова Новгородской областной филармонии представил слушателям концерт «Содружество талантов». Это традиционный проект, который поддерживает молодых исполнителей, сводит разные музыкальные направления в совместном звучании оркестра и солистов. За пультом стоял Артём БЕЛОВ, лауреат всероссийских и международных исполнительских и дирижёрских конкурсов, главный дирижер Ульяновского государственного оркестра народных инструментов, а теперь ещё и новый дирижер оркестра русских народных инструментов имени Бабанова.

О том, как выстраивать работу с музыкантами, увлекать слушателей и успешно руководить несколькими проектами, маэстро рассказал «НВ».

Артём Валерьевич, нынешняя ваша встреча с новгородским оркестром русских народных инструментов уже не первая. Как случилось знакомство с музыкантами?

— В своё время, когда я был руководителем Тверского муниципального оркестра русских народных инструментов имени Андреева, на один из ежегодных фестивалей наряду с Псковским и Смоленским оркестрами мы пригласили оркестр имени Бабанова из Великого Новгорода. Там и познакомились, была возможность сделать сводный коллектив. Памятным подарком для музыкантов стало выступление вместе с Национальным академическим оркестром народных инструментов России имени Осипова — почётным гостем фестиваля. Мы играли вместе большим составом, обменялись контактами. А затем я получил приглашение приехать в Великий Новгород с выступлением. Выбрал одну из самых ярких и разнообразных программ, что возил по стране, достаточно сложную, надо сказать. И тут я хочу отметить, что новгородский оркестр очень хорошо подготовился.

С чем вы «дебютировали» в Великом Новгороде?

— Буквально за две репетиции нам удалось с музыкантами собрать «Музыку народов мира». Её открывало сочинение Стравинского в качестве пролога. В нём перед слушателем разворачивалась языческая Русь. А потом появилась и культура, у каждого народа — своя. В частности, об этом и рассказывают два отделения программы. В первом отделении мы играли музыку стран СНГ, а во втором «отправились» в Европу. Заканчивалась программа произведениями Хачатуряна. Вместе с музыкантами и зрителями мы совершили такую вот кругосветку. Сейчас у меня порядка 3–4 вариантов этой программы. Есть те, что охватывают музыку Японии, Северной и Южной Америки, Индии. Программа сама по себе трансформируется. Не исключено, что в следующем сезоне в рамках абонемента мы покажем «Музыку народов мира» в Новгородской филармонии. Возможно, это будет некая перекличка с тем концертом, что был здесь пять лет назад, но всё-таки программа будет обновлена.

Как сложилась нынешняя встреча с оркестром имени Бабанова?

— Оркестр порадовал меня в нашу первую встречу. Потому сейчас, получив приглашение, я взял кураторство над коллективом. Мне кажется, что коллективу хочется развиваться. Мне есть что им дать, на что обратить внимание и как навести порядок. И я сейчас, конечно, не о дисциплине, а об эстетике — эстетике проведения репетиций, внимания к дирижёрскому жесту, к слушанию собственного звука. Я вижу, что в Новгородской филармонии у артистов и руководства есть желание что-то делать. Глаза горят. И это намного важнее, чем суровые профессионалы, которые уже всего наелись.

Правда ли, что один оркестр у двух разных дирижёров звучит по-разному?

— Абсолютная правда. Всё зависит от дирижёра. Так же, как страна будет жить по-разному при разных руководителях, а театр меняется в зависимости от режиссёра.

На ваш взгляд, какими качествами должен обладать дирижёр?

— Помимо дирижёрского комплекса, в который входит музыкальный слух, острое чувство ритма, мануальная техника, дирижёру нужны эрудиция, музыкальность, целеустремлённость, харизматичность. А самое главное — любовь к музыке и преданность своему делу. А ещё необходимо очень тонко чувствовать музыкантов оркестра.

Но ведь это практически работа психолога?

— Безусловно, дирижёр — это не только музыкант. Прежде всего это педагог, возможно, психолог. Дирижёр-гастролёр отличается от руководителя тем, что первый приехал, сыграл, и дело сделано. Все получили удовольствие, разъехались, забыли друг о друге. А когда ты руководитель оркестра, то нужно вникать в проблемы и трудности: разбираться в характерах музыкантов, чутко реагировать. Дирижёр — это старший товарищ.

Вы определились, как работать с новгородским оркестром?

— Я уже составил некий план. Это пока не стратегия развития коллектива с целями и задачами, которую, впрочем, обязательно стоит сделать впоследствии. Мы должны и воспитывать, и привлекать, и развлекать, и быть успешными в финансовом плане. Музыканты должны видеть эти цели.

У меня есть корректировки на этот творческий сезон и на следующий тоже. Как мне кажется, важная задача на сегодняшний день — ухватить максимум жанров, выстроить разноплановые, интересные программы — патриотические, образовательные. Сделать тематические циклы, музыкально-литературные композиции, юмористические программы, такие, например, как «Федот-стрелец».

Для молодой аудитории я бы предложил битбокс с оркестром — экспериментальный жанр. Ведь битбокс — это искусство на грани спорта. Мы успешно работали в этом направлении с битбоксером Иваном Траоре: запустили интересную программу в Ульяновске, в которой звучала классика, эстрада, этническая музыка. Пожалуй, это была премьера жанра. Возможно, что-то подобное появится и в Великом Новгороде. Для старшего поколения предложим, возможно, музыку из фильмов. Не забудем и про детей. Может быть, это будут музыкально-литературные композиции «Девочка на шаре» или «Путеводитель по оркестру русских народных инструментов» вашего покорного слуги.

Ваша «база» — это Ульяновск, но вы постоянно в разъездах по стране. Плюс композиторская работа. Теперь на творческой карте появился ещё и Великий Новгород: как успеваете всё?

— Дирижёра ноги кормят. Это первое. Второе, часть вопросов можно решить и на расстоянии, но встречи, конечно, необходимы. С новгородцами будем искать возможность встретиться в ноябре. И точно встретимся в декабре. Может быть, сделаем концерт памяти Николая Добронравова. Уход личности такой величины невозможно не заметить. Эту тему не обойти стороной. Надеюсь, что и публика отзовётся на наше предложение. Что касается перспектив, то, я думаю, мы с оркестром имени Бабанова выработаем систему, будем расти качественно и количественно с точки зрения расширения репертуара и программ. Я уверен, что музыканты могут играть больше — нужно просто давать им хороший материал. А это уже моя зона ответственности.

Артём Белов родился в Красноярске в 1987 году. Окончил музыкальный колледж имени Гнесиных, Российскую академию музыки, Московскую государственную консерваторию имени Чайковского. Автор нескольких инструментальных концертов, сонат, камерных сочинений для голоса и фортепиано, произведений для оркестра народных инструментов. Член Союза композиторов Российской Федерации.