После окончания конкурсных показов на фестивале «Новое движение» его программный директор Вадим РУТКОВСКИЙ ответил на несколько вопросов «НВ», рассказав о том, как присоединился к команде форума, почему не любит слово «критерий» и чем его удивили зрители.
— Вадим, как вы стали отборщиком фестиваля «Новое движение»?
— Мы с Максимом Королёвым (генеральный продюсер форума. — Прим. автора) были гостями на фестивале веб-сериалов Realist Web Fest в Ярославле, и он мне сказал, что вместе с Артёмом Михалковым думает над возрождением омского фестиваля дебютов «Движение» на новом месте. «Будешь программным директором?» Почему бы нет?
— На фестиваль поступило более 40 заявок. Вы отобрали в конкурсную программу восемь фильмов. По каким критериям шёл отбор?
— Их может быть миллион. Вот у вас есть критерии того, интересное кино или нет? Цепляет ли оно вас, интересно ли сделано, даже если несовершенно?
— Но я, в отличие от вас, не профессиональный кинематографист.
— Так и я в первую очередь человек и, как любой зритель, реагирую сердцем. Ни у меня и ни у кого нет линейки, которой можно измерить значимость и ценность фильма. Это всегда личное представление о прекрасном, о мире, личные интуиция, эрудиция, насмотренность, характер...
Главное условие настоящего фестиваля — разнообразие. Чтобы не было монотонности в программе, одинаковых ритма, стиля, настроений. Тем интереснее находить рифмы в совершенно непохожих фильмах, видеть, как они складываются в узор, который и называется фестивалем.
— После каждого конкурсного показа зрители могли задать вопросы создателям картины, высказать оценку. Можете что-то отметить?
— Реакция зрителя безумно интересна и автору кино, и мне как человеку, который пригласил эти фильмы для участия в конкурсе. Предсказать её невозможно.
Например, фильм «Мох» — дебют Никиты Миклушова. Пользуясь термином советской поры, можно сказать, что это «фильм, трудный для восприятия». Как мне, во всяком случае, казалось, хотя я его очень люблю. Он почти бессобытийный, в нём нет истории в традиционном смысле. Всего один герой, который на протяжении чуть менее часа не совершает никаких зрелищных действий. И я предполагал, что, возможно, кто-то из зрителей, не готовых к медленному кино, будет реагировать на фильм отрицательно.
Суперсюрпризом оказалось то, что самые обычные зрители, не такие сумасшедшие синефилы, как я, смотрели картину с удовольствием, задавали красивые вопросы, фотографировались с актёром Никитой Лохматовым и режиссёром. Фильм вдохновил их на собственные фантазии, они стали предполагать, как история может развиваться дальше.
Это пример того, как люди смотрят кино непредвзято, — в отличие от некоторых как бы профессиональных критиков. Смотрят сердцем!
Фото ВК-группы «Новое движение | Фестиваль молодого кино»
Теги: Новое движение, кино, фестиваль, Великий Новгород