Пятница, 22 ноября 2024

Людмила Данилкина

«Споткнуться о роман»

За все фестивали я частенько видел, как писатель, который сначала выглядел зажатым, таким букой, через пару лет, съездив штук на 20 фестивалей по всей стране, превращался в натуральную рок-звезду. Это хорошо и правильно. Тема «Как фестиваль меняет город и меняется сам» меня очень занимает.

Фото: Стоп-кадр НТ

Зачем директор Ассоциации книжных фестивалей Михаил ФАУСТОВ летом всех «выгоняет» на улицу?

Михаил Фаустов в Великом Новгороде не впервые — он не единожды приезжал к нам как организатор и ведущий придуманного им же чемпионата по чтению книг вслух «Открой рот». Но в этот раз прибыл в другом статусе и по другому делу — как руководитель общероссийской Ассоциации книжных фестивалей «Читающая Россия» (действует с мая 2023 года. — Прим. авт.) он со своей командой помогал областной библиотеке организовать и провести в новом формате «Праздник книги».

Наш разговор состоялся накануне фестиваля. Придя на интервью в Кремлёвку, застала Михаила Валерьевича за интернет-расстановкой торговых мест в шатрах на главной городской площади Победы-Софийской.

— У нас при такой работе есть два ругательных слова: «столы» и «стулья». Их почему-то всегда не хватает, даже когда, как тебе кажется, завезли с избытком, — отрываясь от компьютера и смеясь, начинает Фаустов. — Вот в очередной раз пытаюсь всё чётко спланировать, а новгородский фестиваль будет уже 36-м, к организации которого я лично приложил руку.

Михаил Валерьевич, 12 лет наша областная библиотека проводила «Праздник книги» на своих площадях и в здании Лектория Новгородского кремля. И вот теперь, под вашим руководством, мероприятие вышло на открытое пространство…

— Ещё когда не существовало Ассоциации, часто говорил, будь я начальником всех книжных фестивалей, то в летний сезон всех «выгонял» бы на улицу. Этим сейчас, собственно, и занимаюсь. 

Но в Новгороде никого не пришлось убеждать в нужности и пользе работы на площади, напротив, эту идею библиотекари сами вынашивали много лет, правда, реализовать её не удавалось в силу разных причин. 

Почему я так ратую за уличный формат? Потому что нужно привлечь не только заядлых книголюбов, но и нечитающую аудиторию. Таких людей ни в библиотеку, ни на встречи с писателями в учреждения культуры никакой рекламой не заманишь. И срабатывает как раз фестиваль в парке, сквере, на площади. Надо, чтобы человек, образно говоря, споткнулся о книгу. Многие библиотеки после уличных фестивалей отмечают увеличение количества читателей. Так что приём работает. 

Ранее от вашей Ассоциации была информация, что на организацию и проведение среднего по масштабу книжного фестиваля в России требуется около шести миллионов рублей. Это действительно так? 

— Да, таков порядок цифр. В Новгороде пока бюджет скромнее, но начало положено. К процессу подключилось ваше региональное отделение Союза писателей России. На проведение книжного фестиваля организация от Российского фонда культуры получила грант. Не осталось в стороне и правительство области. Кроме того, частично помогли учреждения культуры — с оборудованием, столами, стульями, шатрами для торговли. Однако большая часть всего необходимого приехала всё же из соседнего Санкт-Петербурга. К слову, один из плюсов Ассоциации в том, что мы можем под свою ответственность брать нужный торговый инвентарь в разных городах, где проводятся фестивали, и задействовать в других местах. В идеале хотелось бы создать несколько логистических центров — для удобства технической службы организаторов книжных мероприятий.

Больше ли издательств заявилось на новгородский «Праздник книги-2024» в сравнении с предыдущими годами? 

— Книготорговцам нравится приезжать в Великий Новгород. Они хвалят город, отмечают хорошую организацию ярмарки, при этом раньше всегда оставались недовольны продажами. Но как только мы сообщили, что 13-й фестиваль проведём на улице, количество желающих поучаствовать выросло в разы. Регистрация велась меньше суток, потом мы её просто закрыли, потому что места закончились, а заявки всё шли и шли. В общем, на площади Победы-Софийской свою продукцию представляли более 100 фирм. Это действительно много. Были издательства из Москвы, Санкт-Петербурга, Владивостока, Новосибирска, естественно, из Великого Новгорода и многих других городов. Да, по книжным фестивалям колесят в основном небольшие компании, но такой формат реализации интересен и крупным игрокам. Так, свои новинки привезли «Эксмо», «АСТ», «Редакция Елены Шубиной».

По поводу избыточности мероприятий у вас был спор с Евгением Горенбургом, вашим партнёром по книжному фестивалю «Красная строка» в Екатеринбурге. Чья взяла? 

— Нашли компромисс. Евгений — уникальный человек. Он в Екатеринбурге проводит музыкальный фестиваль Ural Music Night, который собирает сотни тысяч зрителей. Он задействует все площадки города, на них звучит самая разнообразная музыка — от классики до рэпа. 

Когда мы обсуждали будущую «Красную строку», он убеждал меня в том, что фестиваль должен быть избыточным, чтобы люди не успевали обойти все площадки, всё увидеть, услышать. Я был против такой концепции. Однако к единому знаменателю мы всё же пришли и решили посмотреть, что из этого получится. Признаю, есть эффект от большого количества площадок, насыщенной программы, включающей деловую повестку, творческие встречи, мастер-классы, детский блок и прочее, прочее... В прошлом году на фестивале побывали 45 тысяч человек! Только вот народ уходил не огорчённый от того, что не всё охватил, а с желанием ещё раз прийти на «Красную строку». И вот такой посыл мне нравится.

И у нас избыточность тоже присутствует, тем более что «Праздник книги» является частью большого губернаторского проекта «Новгородское лето».

— Совершенно верно. Концерты, танцевальные шоу и даже фестиваль «Виноград» играют на руку книгоиздателям, книгочитателям и авторам. В том же Екатеринбурге фестиваль шёл на площадке, на которой была установлена большая сцена, практически так же, как и в Новгороде. Так вот там прямо под ней торговал изданиями Музей истории ГУЛАГа. На сцене шло выступление за выступлением, внизу — продажа сложной по тематике и восприятию литературы. И они реализовали 80% привезённых книг! 

Такая же ситуация была во Владимире во время работы книжного фестиваля «Китоврас». Там на сцене вечером проходил рок-концерт, часть издательств «свернулись» до его начала, другие же остались и продали всё. Вот вам конкретные примеры, что и как влияет на литературный спрос и на появление новых читателей.

Считается, что в творческой программе региональных фестивалей должно быть 60 процентов местных авторов. Удалось набрать столько новгородских прозаиков и поэтов? 

— Да. И это радует — у вас активные литобъединения, члены которых живо откликнулись на предложение публично выступить, почитать что-то из своего, пообщаться с аудиторией, провести мастер-классы. 

Пишущим людям важен выход за пределы своего узкого круга единомышленников, за пределы города, области. И книжные фестивали в этом помогают. В Новгород приехал Ислам Ханипаев, автор книг: «Типа я», «Холодные глаза». Он живёт в Дагестане, за короткое время стал очень популярен в стране благодаря в том числе и тому, что вначале выступал на фестивале у себя в Махачкале, потом — в других местах. Он прекрасный рассказчик с харизмой, и слушать его — одно удовольствие.

У вас в городе, как я уже отметил, не составило труда сформировать региональный блок программы. Для сравнения: когда во Владимире начинали «Китоврас», в первый год вообще не смогли собрать команду авторов из этой области. Но масштаб мероприятия, внимание к нему сделали своё дело, и на третьем фестивале местных литераторов, желающих поучаствовать, было даже больше, чем нужно.

Вы как-то сказали, что у истоков книжных фестивалей в большинстве случаев стоит «городской сумасшедший» — он эту идею продвигает везде, обивает пороги, свои деньги вкладывает, в общем, живёт ею. У нас в Новгороде таким городским сумасшедшим, видимо, является областная библиотека?

— И это очень замечательный сумасшедший — креативный, деятельный, настойчивый! И отважный, ведь после 12 лет проведения ярмарки в варианте «раздвинул мебель в помещении, поставил столы для книжной торговли» нужна смелость, чтобы «Праздник книги» организовать на главной городской площади.

Уверен, что у новгородского фестиваля большое будущее. Есть одна моя личная примета, проверенная временем: если в дни проведения в небе собираются тучки и проливаются на землю, то всё получается как надо. Ведь любое хорошее дело должно начинаться с дождя…

* * *

От лица редакции остаётся лишь добавить, что в день старта «Праздника книги» дождь в Новгороде был.

Михаил Фаустов в Новокузнецке занимался коммерцией, издавал и редактировал журнал. В 2011 году открыл маленький книжный магазин «Собачье сердце». Чтобы привлекать покупателей, придумал чемпионат по чтению вслух «Открой рот», позже переросший во всероссийский проект. Свой первый фестиваль «Новая книга» провёл в Новосибирске в 2016 году. С тех пор число фестивалей, организованных Фаустовым в разных городах, неуклонно растёт.

Теги: Великий Новгород, Праздник книги, Михаил Фаустов