Понедельник, 23 декабря 2024

Редакция

Зарядка по-новгородски

Не только уроки: ученики педагога заняли 1-е место на межрайонном турнире по пляжному волейболу.

Фото: Светланы ПОТАПОВОЙ

Современному учителю недостаточно хорошо знать свой предмет и методику его преподавания. Нужно быть творческим человеком.

Такая мысль возникает при знакомстве с учителем года Новгородской области-2024 Андреем СЕМЕНОВЫМ. Он не так давно вернулся с финального этапа конкурса «Учитель года России», который проходил в Саратове. Отметим, что новгородец получил специальный приз от госкорпорации «Росатом» в номинации «Единство разума, души и мастерства».

Что ещё известно о победителе?

Год рождения — 1992-й. Место работы — средняя школа посёлка Батецкий. Предмет — физическая культура. Самая смелая мечта — воспитать будущего олимпийского чемпиона.

Конкурс «Учитель года» проходит примерно так. Этапы: муниципальный, региональный, всероссийский. Обязательная часть каждого этапа — урок. При этом участник не имеет возможности выбрать себе класс или придумать тему занятия. Тема — текущая, соответственно школьной программе. Как же сделать свой урок эталонным, лучшим?

Андрей Семенов рассказал о своём уроке на финальном этапе конкурса «Учитель года» в Саратове. Тема: «Утренняя зарядка». Класс: пятый, этот возраст — из самых сложных.

— Я всегда учитываю специфику современного поколения детей, — подчёркивает Андрей Николаевич. — Их общее увлечение — гаджеты. Поэтому в начале урока я провёл ассоциацию между зарядкой смартфона и зарядкой человеческого организма — утренней гимнастикой. Далее использовал самые интересные места Саратова. Конечно, 35 минут урока не хватило бы для того, чтобы посетить их в реальности. На помощь снова пришли цифровые ресурсы.

С помощью видеоэкрана мы сначала занимались на фоне местного дворца спорта «Кристалл», где, к моей удаче, буквально за день до урока прошёл баскетбольный матч команд высшей лиги «Автодор» — «Парма», в котором победили саратовцы. Следующим местом стал городской парк культуры и отдыха. Дети согласились, что выполнять зарядку лучше всего на свежем воздухе. Третьим местом для выполнения утренней зарядки стала… квартира. Ведь именно в ней чаще всего мы и делаем упражнения! Картинку обычной спальни на экране дополнили вполне реальные предметы — я купил маленькие декоративные диванные подушки и придумал с ними комплекс утренней гимнастики. А завершил урок тем, что предложил саратовским ребятам поиграть в игры Великого Новгорода. Это игра «Штандер», известная ещё с периода Средневековья, со времён международного Ганзейского союза, в который входил Новгород, и игра «Найди себе пару» с лентами, для которой я немного видоизменил правила.

В заключение пятиклассники получили от меня медали, на аверсе которых соединились гербы Саратова и Новгорода, а на реверсе ученики обнаружили QR-код, по которому могли найти интернет-страницу с информацией про комплексы зарядки, в том числе танцевальной.

Часто вы используете цифровые методы на уроках?

— Там, где это необходимо, чтобы подогреть интерес, не потерять активность детей. Это проверено моей собственной, хотя пока и не многолетней, практикой. Например, если включить гул стадиона на уроке в определённой ситуации, дети начинают лучше работать. Гаджеты — мощный соперник спорта и физкультуры. Детям проще сидеть в телефоне, чем заниматься спортом. Выход — использовать это «оружие», но в положительных целях.

Да, проблема малой двигательной активности у современных детей нарастает. А нормы ГТО в школе при этом сейчас необязательны. Как вы считаете — нужно их возвращать?

— А они и так входят в школьные нормативы, но неявно. Нам рекомендуют приближать, объединять эти показатели. И во многих разделах школьной программы по физкультуре они уже заложены.

При этом есть и такое мнение, особенно у родителей школьников: отметки по физкультуре нужно отменить, поскольку физические возможности детей от природы разные. Если ребёнок, например полненький, не одолел норму — поставите двойку?

— Нет, не поставлю, если он старается. Согласен с теми педагогами, которые в таком случае измеряют динамику развития ребёнка. Например, ученик в начале года показал определённый результат, а к концу — смог его улучшить — это развитие, динамика, это нужно поощрять. Нужен индивидуальный и дифференцированный подход. Если ребёнок полненький, ему не нужно давать такой объём двигательной активности, как спортивному ребёнку. Но для здоровья физической культурой заниматься необходимо всем детям.

Что дало вам участие в конкурсе «Учитель года»?

— Уже готовясь к конкурсу, растёшь в профессиональном плане. А сколько методических приёмов я увидел на уроках других учителей на разных этапах конкурса! Хочу отметить единство педагогического сообщества. На конкурсе каждый готов был помочь другим в любую минуту. В плане методики я отметил интересный факт: практически каждый второй учитель физкультуры, и не только на всероссийском финале, но и в регионах, использует нестандартный спортивный инвентарь.

Что это означает?

— Нестандартный инвентарь я сам начал использовать ещё до конкурса и сейчас просто-таки загорелся этой идеей. Сделать его просто. Но сколько интереса он придаёт! Например, на региональном этапе конкурса «Учитель года» для темы урока «Волейбол. Передача сверху и снизу» я дополнил имеющийся в спортзале тренажёр для нападающего удара ловушкой для мяча. Она представляла собой обруч с подставкой, обшитый сеткой. Если пас, передача прошла удачно, мяч попадает в эту ловушку. Придумал этот инвентарь самостоятельно. Когда ребята зашли, все взгляды были прикованы к этой необычной вещи: сразу было видно, что она повысила мотивацию, интерес. Такие приспособления очень хорошо работают для достижения учебной цели, дети быстрее приходят к результату.

Ну и тренажёр для нападающего удара, наверное, не в каждой школе есть. У вас хорошее оборудование в спортзале?

— У нас спортивные занятия проходят не в школе. Рядом со школой построили ФСК — современный физкультурно-спортивный комплекс, оборудованный по евростандартам. Наставники младших классов приводят детей ко мне в ФСК, а ребята постарше приходят на урок сами. К тому же в Батецком есть ещё футбольный стадион, многофункциональные спортивные комплексы, площадки с уличными тренажёрами. Совместно с МАУ «ФСК» работает некоммерческая общественная спортивная организация НОВС, которую я возглавляю. Мы проводим различные соревнования, матчи, зачастую районного значения. И школьники всё это видят. Некоторые являются участниками НОВС. Это тоже отличная мотивация для занятий спортом. Неслучайно мои ученики занимают призовые места и становятся победителями на региональных этапах спортивных соревнований, в областной спартакиаде обучающихся, на Президентских спортивных играх. Самое отрадное — когда дети уже после уроков приходят в спортзал или на тренировках в ФСК видишь выпускников…

Что бы вы посоветовали родителям: как увлечь спортом ребёнка?

— Спортом можно начать заниматься в любом возрасте. Самый простой способ — спросить ребёнка, каким видом он хочет заниматься. Ведь принудительно тяжело достичь успехов в обучении. Залог успеха — в интересе. Также нужно обратить внимание на уровень физического развития и антропометрические данные. По поводу конкретных упражнений на каждый день — это вопрос сугубо личный для каждого. Главное, чтобы упражнения развивали комплексно и были интересными и разнообразными. Ну а самым лучшим вариантом привлечь ребёнка к спорту будет личный пример родителей.

Каковы планы на будущее и что посоветует учитель года коллегам? 

— Буду повышать свой профессиональный рост. Место работы менять не собираюсь. В школе интересно, каждый день что-то новое, не бывает уроков, которые идут строго по плану. А пожелал бы — не бояться экспериментировать на уроках и идти работать в школу, особенно молодым. Я однажды пришёл и понял, что это — моё место в жизни.

В это сложно поверить, но Андрей Семенов преподаёт лишь пятый год. Он сам — выпускник родной Батецкой школы. Будучи учеником, увлекался математикой и планировал поступать в НовГУ на факультет экономики и менеджмента. Но друзья переманили на другую кафедру — теории и методики физического воспитания. Получив диплом учителя физкультуры, Андрей Николаевич ещё немного поупорствовал судьбе, отдав пять лет сфере железнодорожного строительства. Однако чувствовал, как ему нравится заниматься с детьми, подрабатывая физруком в дни школьных каникул в летнем лагере. И школа победила. Может быть, свою роль сыграл пример родных: его мама Елена Семенова и тетя Людмила Степанова много лет учат детей биологии в школах деревень Новое Овсино и Вольная Горка Батецкого района.

Автор: Светлана ПОТАПОВА 

Теги: Учитель года, Новгородская область, образование