Четверг, 07 ноября 2024

Мария Клапатнюк

Футляр для сказки

Создавать костюмы к сказкам Светлана Чазова любит больше всего — есть чем удивить юного зрителя.

Фото: предоставлено театром драмы

Каким должен быть костюм артиста, чтобы случилось волшебство?

Новгородский государственный университет Светлана ЧАЗОВА окончила по специальности «промышленное и гражданское строительство», но всю себя отдала другому большому увлечению — костюму.

Любовь эта началась ещё в юности после окончания Детской художественной школы и сопровождает художника всегда. За время творческих поисков Светлана Владимировна создала первый в Новгороде студенческий театр моды, стала одним из первых педагогов по специальности «художественный текстиль» колледжа искусств, открыла мастерскую по сценическому костюму, где выпускники училища и преподаватели годами вместе создавали костюмы для коллективов города и области. Сегодня Светлана Владимировна продолжает работать в качестве частного мастера и художника по костюму, а к её имени неизменно прибавляют такие понятия, как красота, профессионализм, качество.

Этой осенью мастер с большой буквы отметила юбилей. Без помпы, в семейном кругу. Не привлекать внимание к себе, но давать максимально эффектный результат — её фишка, выработанная годами.

В разговоре с «НВ» Светлана Чазова рассказала, что носит художник по костюмам, за что любит сказки и кому передаёт свои знания. 

В качестве художника-постановщика Светлана Владимировна оформила более 50 драматических спектаклей, театрализованных представлений, массовых мероприятий в Великом Новгороде, Москве, Санкт-Петербурге, Зеленограде, Сыктывкаре, Северске, Вологде.

Светлана Владимировна, мне кажется, что такую профессию сложно выбрать, скорее, она выбирает вас.

— Любовь к этой профессии пришла постепенно. И всё — благодаря окружающим людям. В конце 80-х и в 90-е годы работы для архитектора в Новгороде было не много. И я шила на заказ — юбки-карандаши, брюки, другую одежду. Но и задолго до этого, всё детство и юность, не боялась браться за сложные задачи и доводить их до конца. Может быть, отличалась и выделялась этим. Так или иначе, рядом всегда были люди, которые мягко направляли или просто тянули к себе: попробуй вот это, оформи сцену, возьмись и сшей, у тебя получится! Задачи были, Интернета не было. Был большой интерес и увлечение процессом. Я брала себе за образец сразу Вячеслава Зайцева с его коллекциями и шла вперёд, делала как могла, постоянно училась новому. Когда просили учить других, систематизировала накопленные знания, раскладывала по полочкам: и для них, и для себя. Сейчас немного жалею, что не вела какие-то заметки. Возможно, это было бы интересно.

Вы — художник по костюмам, но при этом для себя предпочитаете максимально комфортную нейтральную одежду: случайность или закономерность?

— Если обстоятельства того требуют, например если я преподаю курс детям и должна привлечь к себе внимание, то я, конечно, могу сложить яркий образ и для себя. Но моя основная профессия, как показывает практика, протекает за кулисами, я тот самый боец невидимого фронта. Вся моя жизнь насыщена костюмами и красками, поэтому сама я хочу вписаться в среду максимально нейтрально. Когда прихожу к артистам и слушаю, что же им нужно, то не хочу отвлекать: они должны максимально сосредоточиться на себе.

При этом наша повседневная одежда и сценический костюм — большая разница?

— Абсолютно! Очень многое зависит от того творческого направления, с которым я работаю. Вокальные коллективы должны выглядеть максимально эффектно и ярко, придерживаться своего стиля. Ограничений здесь практически нет. Совсем другое дело — работать с теми артистами, кто двигается на сцене. Народные танцы, детский балет, спортивное направление — тут нужно учитывать специфику. В одном случае это максимально эластичные материалы, в другом — нужно не забывать о силе движения. В моей практике был случай, когда от резкого поворота у танцовщицы юбка оторвалась на талии во время выступления. Как предусмотреть это заранее? Нужен опыт. А ещё нужно внимательно слушать тех, кто обращается к тебе за помощью: потому что носить, в конце концов, им. Именно они дают мне базу, то необходимое основание, на которое мы с помощью фантазии нанизываем красоту, образ, пайетки, драпировки, рюши. Сценический костюм создаётся не столько из материалов и тканей, сколько из слов, обсуждений, фантазий, идей. На протяжении всей работы над ним я воплощаю задумку в жизнь. 

Но ведь, помимо творческих коллективов, вы работаете ещё и с театром. А это целый отдельный колосс. 

— Да… И его мне доверили очень и очень постепенно. Я уже сказала, что у каждого направления искусства есть своя специфика. А театр — это же магия! В нём меня привлекает возможность путешествовать во времени: туда и обратно. Сегодня ты работаешь при дворе Екатерины II, а завтра смотришь, как у вечевого колокола стоит Марфа Посадница. Затем отправляешься в одно из дворянских поместий вместе с Чичиковым, потом и вовсе — на сказочный бал. И так — бесконечно. Мне интересно изучить заданную эпоху: и произведение-первоисточник, и постановку, какой её видит режиссёр. Даже если речь идёт об историческом спектакле, главными в закулисье становятся режиссёр и его видение. Он диктует, подходим ли мы ко времени условно или обстоятельно погружаемся в историю.

А как глубоко можно погрузиться в историю костюма в XXI веке, например найти ткани «как у Островского»?

— Чтобы сделать это в 90-е годы прошлого века, фантазии нужно было ещё больше. Сейчас, с одной стороны, есть столицы и Интернет, с другой — бюджет. Поэтому мы всегда лавируем и находимся в поиске: как сделать так, чтобы соответствовать требованиям режиссёра, актёров и самим быть довольными проделанной работой.

Ваши костюмы сами как произведение искусства.

— Иногда мне говорят: мол, у тебя выставочные костюмы. Но нет, они, конечно, не выставочные. Как-то раз один из режиссёров, с которым я работала, объяснил мне: если б ты сделала всё так, как тебе хочется, то это был бы уже показ мод — можно и не играть, все будут просто смотреть на костюм. Но у нас-то театр. Нужны эмоции, лица, движения. В общем, на сцене есть свои законы.

Кстати, когда мне доводилось попасть в костюмерную, я всегда обращала внимание, что на вешалке костюмы выглядят совершенно иначе, чем на сцене.

— Конечно! Там же есть свет, слово, музыка, магия момента. Это в шоу всё должно блестеть и шуршать! А в театре — психология, драматургия. Костюм — это достойный, но лишь футляр для актёра. 

Ваш любимый жанр в театре?

— Конечно, сказка! Это и ростовые куклы, и головные уборы, и пышные формы — возможность удивить ребёнка. На втором месте — исторические спектакли: кринолины, кружева.

Отсюда и рождается ощущение сказочности?

— Рождение сказки — сложный и длительный процесс. И он развивается постепенно: из первых примерок, наверное. И в нём очень помогают люди. Театральные мастера — это вообще особенные люди. Их нельзя выпускать в мир — им там скучно. Не хватает мурашек. А в театре они ежедневно делают сказку своими руками. Трудятся бутафоры, работают швеи, монтируются декорации. А потом появляется актёр, надевает ещё не готовое платье, и что-то происходит: перед тобой уже не просто человек, а герой. Театр — это такое комплексное искусство, в котором легко и приятно раствориться. И пик его — два или три часа спектакля, а потом всё постепенно исчезает до новой встречи со зрителем. Мне иногда кажется, что артисты на сцене и сами не понимают, что делают магию, а вот мы видим всю эту энергетику.

Вам есть с кем поделиться этим ощущением? 

— Долгое время мне казалось, что я одна варюсь в своей профессии, но в итоге мне очень повезло. Потому что вместе со мной работает моя дочь. Екатерина Чазова — главный художник Новгородского театра драмы имени Достоевского. Её супруг Антон Вакуров — тоже очень творческий человек: музыкант, мультиинструменталист, которому всё это нравится! Моя внучка пока ещё по-детски, но уже помогает и мне, и маме. Занимается творчеством и дышит театральным воздухом. В общем, оказалось, что моё увлечение проросло и размножилось в моих самых близких людях.

Теги: Светлана Чазова, художник по костюму, Великий Новгород