Четверг, 02 мая 2024

Елена Кузьмина

Код доступа

Топ-5 антилидеров по случаям дистанционного мошенничества. Январь — июнь 2020 года

Фото: Инфографика Алёны ГЕРЦ

Рост числа дистанционных мошенничеств в регионе пугает даже полицию

В четверг на прошлой неделе мне дали редакционное задание написать заметку о дистанционных мошенничествах, число которых в Новгородской области пошло в рост, а в пятницу я сама едва не стала жертвой таких аферистов. Повезло так повезло. Мне позвонили по поводу товара, который я продаю на «Авито» за вполне символическую цену. Это и сбило с толку, так как я была уверена, что мошенников интересуют более дорогостоящие вещи.

Покупатель представился сотрудником комиссионного магазина, торопил, был готов забрать покупку вечером и просил номер банковской карты. Я продиктовала номер, после чего услышала, что его привязали к банковскому счёту магазина. В ту же секунду я сказала, что сделку отменяю: стало очевидно — дело имею с преступниками. Мне заявили, что нужно отвязать карту, продиктовав код, который прислали в СМС. Я отказалась, заявив, что обращусь в полицию. Меня в ответ начали пугать тем же самым. Мужчина на том конце провода сообщил, что деньги перечислил, и пригрозил заблокировать карту. Я отключила телефон и позвонила в банк, где мне сказали, что деньги, разумеется, не поступали, а карту не блокировали.

Но чаще мошенники рассказывают жертвам несколько другую легенду — о том, что кто-то пытается списать средства с банковской карты. Заканчивается сказка тем же — нужно продиктовать код из CMC, чтобы спасти деньги. Перепуганный владелец карты выполняет указания, и сбережения исчезают.

Это произошло с жителем Великого Новгорода 1 июля, когда ему позвонил незнакомец, представившийся сотрудником службы безопасности банка. Новгородец продиктовал реквизиты карты, код из CMC — и потерял более 70 тыс. рублей. Затем по инструкции собеседника оформил кредит на 600 тыс., перечислил мошенникам тридцатку и только потом опомнился, рассказали в пресс-службе УМВД региона. В тот день от действий мошенников пострадали ещё 10 жителей области, потерявшие более 200 тыс. рублей.

Причём найти и наказать таких преступников очень непросто. Раскрываемость мошенничеств с использованием информационно-телекоммуникационных технологий в регионе чуть более 20%. Проще не допускать такие преступления, не веря уловкам мошенников.

В первой половине 2020 года было зарегистрировано более 1280 случаев дистанционного мошенничества — в два раза больше, чем за тот же период 2019 года. В 25% случаев в роли потерпевших — пенсионеры.