Пятница, 22 ноября 2024

Василий Дубовский

Следствие разберётся

Фото: СУ СКР по Новгородской области

С начала года в СУ СКР по Новгородской области рассмотрено около 800 обращений граждан

О чём говорит эта статистика? Прежде всего о том, что люди информируют, ищут поддержки. Безусловно, основная задача управления — расследование уголовных дел. Однако как понятие справедливости не ограничивается только воздаянием по заслугам, так и работа регионального СУ включает в себя ряд других функций, в том числе социальную. Об этом — наш разговор с Дмитрием ДАНИЛОВЫМ, руководителем отдела по приёму граждан и документационному обеспечению.

— Дмитрий Александрович, чем вызван основной поток обращений и всегда ли жалобы, что называется, по адресу?

— Наверное, жалобы возникают, когда есть определённые недостатки в работе с населением — и в органах власти, и в правоохранительной системе, в том числе, чего греха таить, и у нас. Более 130 обращений — как раз из этого числа. Но действительно немало таких, которые заведомо вне нашей компетенции. Мы не имеем полномочий рассматривать несогласие граждан с ответами сотрудников прокуратуры, полиции, судебных приставов и судей. И переадресовываем эти жалобы в соответствующие вышестоящие инстанции. К сожалению, из года в год подобных обращений меньше не становится.

— А в целом какая тенденция?

— В сравнении с аналогичным периодом прошлого года имеем 10-процентный рост.

— То есть рост недовольства?

— Я бы так не сказал. Главным образом это результат нашей собственной активности.

В прошлом году около 200 граждан побывали на личном приёме у руководителя Следственного управления. При необходимости он может принять любого гражданина, причём даже вне установленного графика.

— И в результате?

— Можно было бы привести много примеров. Допустим, после обращения супругов Ш. из Великого Новгорода уголовное дело по факту убийства их сына было передано в отдел по расследованию особо важных дел. В настоящее время дело находится на рассмотрении в суде. Или другой случай — в отношении убийства, совершённого в Старой Руссе. На личном приёме у руководителя областного СУ СКР побывала сестра потерпевшего. После чего дело было истребовано у полиции. Очень непросто спустя несколько месяцев после совершения преступления начинать расследование почти с нуля. Но наши, как мы говорим, «важняки» профессионально справились со своей задачей: убийца изобличён и уже отбывает срок в колонии строгого режима.

— Почему же им пришлось делать, если так можно сказать, чужую работу?

— Человек пострадал в заурядной бытовой разборке, скончался не сразу, а в больнице... Можно предположить, что на оперативность и оценку могли повлиять обстоятельства и личность жертвы. Но! Никто не вправе покушаться на чью-либо жизнь. Место убийцы — в камере, а не на свободе.

— Эффективность работы с жалобами и обращениями — это ещё и восстановление прав граждан. Что можно рассказать в этой связи?

— Опять-таки постараюсь проиллюстрировать на недавних примерах. Так, суд обязал администрацию Великого Новгорода предоставить жильё ребёнку-инвалиду, нуждающемуся в постоянной медицинской помощи и реабилитации. Поскольку по месту прописки семьи такая помощь не могла быть оказана, мать ребёнка Елена Г. была вынуждена снимать жильё в областном центре. Теперь семья проживает в квартире в непосредственной близости от поликлиники. Также мы приняли участие в судьбе Тимура И. Он — сирота и инвалид. Проживание на пятом этаже в доме без лифта фактически лишало его возможности общения с внешним миром. Теперь он живёт на первом этаже, есть пандус, в квартире предварительно был выполнен ремонт.

— Казалось бы, отстаивание прав сирот, инвалидов, вообще наименее социально защищённых категорий населения, это скорее прокурорская задача, чем следовательская.

— В принципе, так и есть. Иски в суды в интересах граждан готовит прокуратура, но если эти граждане сначала пришли к нам, мы же должны отреагировать, подсказать правильный алгоритм действий. Кстати говоря, и по поводу задержек с выплатой заработной платы люди нередко обращаются к нам, а не только в прокуратуру. И довольно много было инициировано проверок в этой связи. Как правило, это быстро дисциплинирует работодателя, ведь за двухмесячную задержку уже может наступить уголовная ответственность. Только от работников компании «Дека» у нас было более 100 обращений. Это было недавно, в мае. Правда, речь в основном шла о невыплатах пособий при увольнении.

В главном задачи у нас, я имею в виду правоохранительный блок, — общие. Законность, порядок, общественное спокойствие, безопасность. Особо выделю безопасность и сексуальную неприкосновенность несовершеннолетних.

— Не самые распространённые обращения, надо полагать.

— Но они есть. Хотя надо понимать, что существует психологический барьер. Мне самому довелось беседовать с матерью, которая долго не решалась рассказать о сексуальном насилии над своими детьми, совершаемом отчимом. Она просто не знала, как ей быть. Пришла даже не заявить — посоветоваться. Было возбуждено уголовное дело, сейчас оно в суде. Мы помогали этой женщине, принимали меры, чтобы подозреваемый не мог каким-либо образом оказывать давление на детей.

В Следственном управлении круглосуточно работает телефонная линия «ребёнок в опасности». Как и «телефон доверия», и линия «оказание давления на бизнес».

— Один дома — уже опасно.

— Зимой в Великом Новгороде был случай: бабушка вышла подмести улицу, встретила знакомую, заговорилась, а дома тем временем возник пожар, и ребёнок погиб. Увы, и ранее такое случалось. И выпадения из окон малолетних детей по-прежнему случаются. Несмотря на бесчисленное количество предупреждений про необходимость иметь ограничители на антимоскитных сетках.

— Часто бывает ложная тревога?

— Мы приглашаем сотрудников полиции и выезжаем на звонки. Уж лучше перестраховаться, сработать на опережение. Если семья маргинальная, значит, участковому надо вовремя поставить её на учёт. Трагедии часто случаются потому, что не увидели, не подумали, не догадались.

— Недавно погибли двое подростков на улице Нехинской...

— Разбираемся теперь в ситуации: отношения в семьях, контакты в соцсетях... Можно докопаться до причин, но ребят-то уже не вернёшь.

Что такое ложная тревога? Вот поступило на дежурный телефон сообщение, что престарелая соседка — одна в квартире, голодная, без ухода. Оперативно выехали, стали выяснять. Оказалось, кто-то из родни находился в дальнем рейсе, вовремя не навестил. Но чтобы впредь родственники были повнимательнее, участковый взял квартиру на контроль. Мы же купили бабушке продуктов и попрощались. А соседке — всё же спасибо за бдительность.

Конечно, есть случаи, когда не надо попусту тратить своё и наше время. Вот точно не стоит спрашивать у нас номер телефона какого-нибудь чиновника из областной или городской администрации. Не надо адресовать нам претензии к качеству коммунальных услуг. Или пытаться втянуть в свои споры с соседями из-за полоски земли в какие-нибудь 15 сантиметров. Кстати, о земле. Пришла как-то женщина с заявлением, что родственники незаконно выкупили участок на кладбище рядом с могилой её матери. «Да, а с чего вы взяли?» — спрашиваем. «Есть у меня такое предположение», — отвечает. Ни с родственниками поговорить, ни справки навести — сразу в комитет.

Обращайтесь в Следственное управление всё-таки по реально насущным вопросам. Со своей стороны обещаем, что ни одна обоснованная жалоба, если она относится к нашей компетенции, не останется без рассмотрения.

Теги: Новгородская область, Следственный комитет, СУ СК России по Новгородской области