Вторник, 05 ноября 2024

Анна Мельникова

«Экспресс»-дело

В таком состоянии остался дом после бегства Марковкина.

Фото: из архива «НВ»

Экстрадированный из Германии Валерий Марковкин не хочет садиться на скамью подсудимых в Великом Новгороде

Кирпичная четырёхэтажка на Шимской улице в областном центре, видимо, ещё долго будет ассоциироваться с именем бизнесмена Валерия Марковкина, история которого известна многим новгородцам. После того как его фирма ООО «Экспресс» тот самый жилой дом превратила в заброшенный объект, предприниматель, оставив дольщиков у разбитого корыта, срочно отбыл в Европу.

В июле 2017 года Следственный комитет РФ по Новгородской области возбудил уголовное дело по факту мошенничества в особо крупном размере руководством «Экспресса». По версии следствия, Марковкин, единственный участник и генеральный директор ООО, под предлогом строительства привлёк средства 43 горожан, а это — более 71,7 млн рублей. Но дом он так и не достроил, а деньги — похитил.

Через год Марковкина задержали в немецком городе Зефтенберге и экстрадировали в Санкт-Петербург. Ещё находясь под стражей за границей, он подготовил заявление о том, чтобы расследованием его дела занимались не новгородские правоохранители, а следователи другого субъекта РФ. Ходатайство его удовлетворили.

И вот в начале июня Главное следственное управление СК России сообщило о завершении расследования уголовного дела и о том, что на имущество Марковкина стоимостью 86 млн рублей, в том числе на дом и земельные участки в Чехии и Германии, наложен арест.

Казалось, что вот-вот над горе-предпринимателем начнётся процесс. Однако не тут-то было. 13 июля Новгородский районный суд рассмотрел в закрытом судебном заседании в порядке предварительного слушания материалы его уголовного дела. Но ещё до начала судебного разбирательства адвокат Марковкина выступил с ходатайством для обсуждения вопроса о прекращении уголовного преследования обвиняемого, а также об изменении территориальной подсудности уголовного дела своего подзащитного и о передаче материалов в Приморский районный суд города Санкт-Петербурга.

По информации объединённой пресс-службы судов Новгородской области, адвокат указал на пункты «б» и «в» п. 2 ч. 1 ст. 35 УПК РФ. То есть, по мнению защитника, основанием для того, чтобы его клиента судили не в Новгороде, а в Петербурге, является, во-первых, то, что «не все участники уголовного судопроизводства по данному уголовному делу проживают на территории, на которую распространяется юрисдикция данного суда», из чего следует, что адрес проживания обвиняемого находится в Ленинградской области или Северной столице. Во-вторых, «имеются обстоятельства, которые могут поставить под сомнение объективность и беспристрастность суда».

В результате Новрайсуд постановил направить уголовное дело в Третий кассационный суд общей юрисдикции Санкт-Петербурга, где и рассмотрят данное ходатайство.

Между тем дольщики «Экспресса» внимательно следят за тем, как развиваются события вокруг дела человека, по вине которого им пришлось пережить изрядную нервотрёпку. И у них — если Третий кассационный встанет на сторону Марковкина — нет желания ездить на судебные заседания в Петербург.

— Мы — участники процесса, — говорит один из тех, кто пострадал от «Экспресса». — Преступление было совершено в Новгороде, мы живём в Новгороде. А какой-то фон-барон хочет, чтобы дело рассматривалось в Санкт-Петербурге. Это разве нормально? За эти годы со стороны Марковкина не было ни одного движения на примирение, чтобы встретиться с нами. Дом компания должна была построить в сентябре 2016 года. Но только когда наша ситуация попала в поле зрения правительства области, его удалось сдать в декабре 2019 года. Все эти годы для решения проблемы я бегал по инстанциям, ведомствам и тратил время в ущерб своим делам.

Теги: Великий Новгород, Следственный комитет, Валерий Марковкин, недострой