Воскресенье, 22 декабря 2024

Елена Кузьмина

Алло, нам нужны ваши деньги

Номера телефонов, с которых звонят преступники, — подменные.

Фото: Ирины КОКОРКИНОЙ

В полиции рассказали о закулисье преступного бизнеса телефонных мошенников

Новгородцы продолжают попадаться в сети дистанционных мошенников, теряя сбережения. По подсчётам регионального УМВД, в 2022 году жители области лишились по вине аферистов 200 млн рублей. Злоумышленники представляются сотрудниками банков, силовиками, представителями инвестиционных компаний и под разными предлогами либо получают данные, а затем и доступ к банковской карте жертвы, либо заставляют перевести средства на указанные счета. Порой те, кто оказался под прицелом аферистов, берут кредиты, чтобы в итоге перечислить их преступникам.

Почему соотечественникам зачастую не удаётся противостоять хитрости проходимцев? О незаконных схемах рассказали в областном управлении МВД.

На том конце провода

Дистанционные мошенничества — это высокоорганизованный бизнес, следы которого ведут в страны ближнего зарубежья: Украину, Казахстан, государства Прибалтики. По данным полиции, наживой занимаются большие call-центры, в которых сотрудники работают в связке. У каждого — своё рабочее место, перед глазами — методички о том, как вести себя, что говорить потенциальным жертвам. Когда такие «сотрудники» звонят, можно услышать гул голосов — это работают «коллеги». Одновременно у абонента может создаться ложное впечатление о том, что ему позвонили из легального call-центра банка.

Методички содержат различные варианты ответов в зависимости от поведения и реплик того, кого заманивают в сети. Преступники — хорошие психологи, они мастерски играют на чувствах людей. Если абонент сомневается, мошенник быстро сверяется с подсказками и использует нужную. Переговоры могут вести довольно долго — лишь бы получить результат.

Номера телефонов, с которых звонят преступники, — подменные. Существуют компьютерные программы, позволяющие делать такие звонки на мобильные телефоны через Интернет. Аферисты придумывают номер, с которого исходит звонок. Только коды подбирают настоящие — московские 495, 499, например. Используют даже имена реально существующих сотрудников полиции — их можно найти на сайте МВД.

«Сказка» про кредит

С чего обычно начинается разговор? Мошенник, представившийся служащим банка, сообщает абоненту о том, что с его счётом в банке замечена подозрительная активность либо от его имени кто-то оформляет кредит в сию минуту, в момент разговора.

— К примеру, спрашивают: знаете этого человека? И называют полное имя якобы реального гражданина. Абонент, конечно, отвечает, что не знает, — рассказал заместитель начальника отдела по раскрытию преступлений, совершённых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий Управления уголовного розыска УМВД региона Вячеслав КОЛОТИЛО. — Как только мошенник получает ожидаемый ответ, преступник сообщает, что этот условный Иван Иванович Иванов получает на имя гражданина кредит. Пандемия сыграла злую шутку: банки стали практиковать процедуру оформления кредитов без личного присутствия клиента, однако без паспорта невозможно получить заём. И всё-таки люди верят уловкам. В том числе и ещё менее логичной информации. Преступники сообщают: чтобы предотвратить оформление кредита на своё имя, нужно получить заём, а деньги перевести на якобы безопасные счета. Где же логика?

Нередко на помощь «сотруднику банка» подключается такой же липовый сотрудник полиции, прокуратуры, Следственного комитета — это, скорее всего, сосед мошенника по call-центру. Он нужен для того, чтобы подтвердить «сказку» про оформляемый в другом городе кредит или операцию силовиков по поимке мошенников.

Преступники действуют очень напористо и быстро. Тем и берут. Автор этих строк на днях столкнулась с такой тактикой. Женщина на том конце провода представилась сотрудницей Главного управления МВД, назвала своё полное имя, сообщила, что мои данные скомпрометированы вместе с данными ещё 63 тысяч человек. Затем уточнила, поняла ли я, что мне сказали, а когда я ответила утвердительно, попросила пересказать всё, что она мне сообщила. Я отказалась.

Признаюсь, очень хотелось вывести мошенников на чистую воду, и я попросила назвать имя руководителя «сотрудницы МВД». Что вы думаете? Она назвала его моментально, без запинки. Тогда я попросила назвать номер рабочего телефона руководителя. И услышала уклончивый ответ о том, что со мной разговаривают по защищённому каналу связи, начальник со мной созвонится, но до того я всё-таки должна пересказать историю про свои скомпрометированные данные. Я ответила, что подожду, пока со мной свяжутся, и отключилась. Надо сказать, мои вопросы не смутили мошенницу — тараторила она очень уверенно.

Аферисты пользуются подменными номерами телефонов и ip-адресами. Украденные преступниками деньги проводят через несколько счетов, чтобы запутать оперативников и следствие.

Родственник попал в беду

Не перестают мошенники пользоваться и старой «доброй» классикой под условным названием «звонок родственника». Жертве звонит якобы сын, внук, сообщает, что попал в ДТП, ему грозит уголовное дело и, чтобы откупиться, нужно заплатить круглую сумму сотрудникам правоохранительных органов. За деньгами отправляют курьера.

От неожиданности, испуга попавшиеся на удочку аферистов граждане вместо того, чтобы позвонить родственнику, впадают в панику, отдают все накопления сообщнику преступников.

— В роли курьеров выступают согласившиеся на лёгкий заработок люди, которые не имеют никакого отношения непосредственно к call-центрам, — рассказал Вячеслав Колотило. — Связь с ними держат через мессенджер, сообщают только их легенду — имя, должность — и адрес жертвы. За несколько дней такие курьеры могут проехать несколько городов, забрать деньги, перевести на указанные их патронами счета, оставив себе 10–15 процентов в качестве вознаграждения. Оно может быть немаленьким, если сумма похищенного исчисляется миллионами рублей.

Украденные преступниками деньги, прежде чем довести до адресата, проводят через несколько счетов, чтобы запутать оперативников и следствие. Зачастую их делят на сотни Qiwi-кошельков.

И всё-таки проследить за движением средств и звонками можно. Несмотря на то что проходимцы пользуются не только подменными телефонами, но и ложными ip-адресами (уникальный номер каждого компьютера или смартфона в Интернете), они оставляют следы.

Данные, которые предоставляют полиции сотовые операторы, провайдеры и банки, помогают по цепочке выйти на компьютер, с которого был совершён звонок, и конечный счёт, на который ушли похищенные деньги. Помогают и данные, полученные с телефонов курьеров, которых успешно находят и задерживают.

Но самый лучший способ бороться с мошенниками всё тот же — быть осторожным и не верить словам незнакомцев, кем бы они ни представлялись и чем бы ни пугали.

Теги: общество, мошенники, полиция