Понедельник, 25 ноября 2024

Дело о двух «ювелирных» разбоях

Фрагменты проверки показаний обвиняемого «Антона Б.» на месте разбойного нападения в ювелирном магазине (на основе материалов оперативной съёмки).

Фото: Павла Максимова

Как новгородские оперативники раскрыли уникальные для Великого Новгорода преступления

Великий Новгород, улица Большая Санкт-Петербургская, 15 января 2022 года, 15 часов 22 минуты. Незнакомец ростом около метра восьмидесяти стремительно вторгся в помещение ювелирного салона за полчаса до его закрытия. Он был одет в тёплую синюю куртку-спецовку с серыми отражающими полосками и светлые спортивные штаны, заправленные в высокие чёрные ботинки. Нижняя половина его лица была закрыта тёмной медицинской маской, а голову облегал плотный капюшон куртки.

Мужчина сделал несколько шагов и оказался за прилавком с витринами, под стеклом которых находились драгоценности.

«Вы куда?» — вскрикнула продавец салона, пытаясь остановить наглеца. Тот рявкнул в ответ: «Заткнись!» Выхватив из кармана куртки пистолет и направив его на продавца, преступник схватил рукой в чёрной перчатке женщину за волосы и резким рывком опрокинул свою жертву на пол: «Лежать!» По-прежнему держа её под прицелом, выдернул из-под витринного стекла несколько планшетов с золотыми изделиями общей стоимостью около полутора миллионов рублей, запихнул их в большой чёрный пакет и выбежал из салона.

Продавец сумела отползти за край прилавка и нажала кнопку тревожной сигнализации.

По следу разбойника

Основную работу по раскрытию этого преступления вели начальник отдела уголовного розыска Управления МВД России по городу Великий Новгород подполковник полиции Александр Иванов и его заместитель подполковник Антон Батков, а также старший оперуполномоченный ОУР областного центра майор полиции Александр Иванов. Все — опытные оперативники, настоящие профессионалы своего дела, общий стаж службы которых в новгородском уголовном розыске превысил полвека. Они раскрыли немало разнообразных, опасных и сложных преступлений.

Следственно-оперативная группа (СОГ) УМВД Великого Новгорода детально и тщательно отработала на месте разбойного нападения и в его окрестностях. Были опрошены все возможные свидетели этого преступления. Очень важные улики оперативники нашли, отсмотрев записи камер видеонаблюдения, установленных в ближайшем микрорайоне по маршруту вероятного движения преступника.

На одной из них было зафиксировано, как мужчина в синей куртке с капюшоном и светлых спортивных брюках — судя по времени видеозаписи, уже после совершения нападения на ювелирный магазин — забегает с чёрным пакетом в ворота промышленного предприятия в глубине соседнего квартала. А на второй записи схожий по росту и походке прохожий, уже в другой одежде — шапке-ушанке, чёрной куртке, брюках и со спортивной сумкой в руке — быстро шёл от въезда на предприятие в сторону автобусной остановки.

Приехав на заводскую территорию, подполковник полиции Иванов и его коллеги из СОГ отыскали там площадку для сбора отходов, где среди бытового и производственного мусора обнаружили четыре планшета из-под похищенных ювелирных украшений, а также синюю спецовку с надписью «Ямал» на спине и светлые спортивные брюки.

Оперативники поняли, что это и есть то самое «маскировочное» облачение, которое надел поверх другой одежды подозреваемый в разбойном нападении на ювелирный магазин-салон.

Поскольку действия преступника отличались немалой дерзостью и хладнокровием, была выдвинута версия, что он является лицом, ранее судимым, в том числе за аналогичные преступления. Ещё одно направление поиска, которое могло помочь установить личность преступника, оперативникам подсказала изъятая ими его синяя куртка.

Дело в том, что проштампованное на ней белой краской слово «Ямал» было лишь верхней частью надписи на спецовке, в которой подозреваемый напал на ювелирный магазин. А нижняя её часть, шрифтом поменьше, завершала название предприятия, занимающееся освоением природных богатств этого северного полуострова. Поэтому вполне логично, что сотрудники новгородского уголовного розыска начали проверять версию, что разбойное нападение мог совершить кто-то из его работников. Например, тот, кто трудился на Ямале вахтовым методом и время от времени приезжал домой, в Великий Новгород.

Кроме того, изучение большого массива изъятых сотрудниками угрозыска записей уличных камер видеонаблюдения позволило новгородским полицейским найти и приобщить к делу в качестве доказательств совершения преступления упомянутые выше видеофрагменты передвижений подозреваемого уже после разбойного нападения и за несколько дней до этого.

Маска сорвана

— Характер разбойного нападения на ювелирный магазин-салон на улице Большой Санкт-Петербургской позволил нам однозначно предположить, что действия подозреваемого были чётко спланированы и рассчитаны, — рассказывает Александр Иванов. — Он использовал в ходе совершения преступления средства маскировки и конспирации: налёт совершил в маске, а после него сменил верхнюю одежду. Причём предварительно провёл перед разбоем детальную разведку: несколько дней осуществлял наблюдение, изучая распорядок работы магазина, систему его охраны, количество продавцов, постоянно находящихся в торговом зале, частоту и длительность нахождения там покупателей. Он также тщательно продумал пути отхода с места преступления, проделав этот путь неоднократно несколькими днями ранее.

Понятно, что всё находящееся в распоряжении полицейских видео оказалось не слишком хорошего качества: снято издалека либо лицо подозреваемого спрятано под маской или прикрыто капюшоном. Однако, по мнению оперов, опознать его было можно. По общему внешнему виду, телосложению, манере передвижения, каким-то характерным жестам. Во всяком случае, тот, кто был знаком с данным человеком, при желании мог это сделать.

Подполковник полиции Иванов вместе с коллегами методично и терпеливо провёл необходимую работу в криминальной и околокриминальной среде областного центра и его окрестностей. И оперская удача, пусть и не сразу, им всё же улыбнулась. Сотрудники уголовного розыска сумели отыскать людей, назвавших имя, фамилию, а также примерное место жительства новгородца, изображённого на этих видеозаписях. Звали его, по словам «источников» новгородского угрозыска, Антон Б. (имя изменено. — Прим. авт.). Он уже был судим и проживал в окраинном микрорайоне областного центра.

Фрагменты проверки показаний обвиняемого «Антона Б.» на месте разбойного нападения в ювелирном магазине (на основе материалов оперативной съёмки). Фото Павла Максимова

Найти и обезвредить

К началу 2022 года Антон Б. имел более чем полумиллионную задолженность по ипотеке и другие крупные и мелкие долги. Оперативники также установили, что с частью из них подозреваемый расплатился в январе-феврале этого же года. И это стало косвенным подтверждением неожиданного появления у этого безработного 42-летнего новгородца немалых денежных средств, которые могли быть получены от реализации золотых изделий, похищенных из ювелирного магазина. К тому же сотрудники нашли изначального хозяина ямальского спецбушлата и выяснили, что эту одежду у вахтовика-новгородца однажды ненадолго позаимствовал его знакомый — Антон Б.

По данным полиции, подозреваемый в разбое нередко появлялся, порой и с ночёвкой, по трём адресам областного центра и Новгородского района. Личности хозяев жилья были установлены.

Для проведения дальнейшей работы по раскрытию разбойного нападения сотрудники розыска получили от судебных органов разрешение на осуществление оперативно-разыскных мероприятий по контролю за функционированием мобильного телефона подозреваемого.

Между тем долги, в том числе и по ипотеке, у гражданина не иссякали, а продолжали накапливаться. На работу он так и не устроился и каких-то известных легальных источников дохода по-прежнему не имел. Существующее положение дел, по мнению оперативников, не могло не подтолкнуть его на следующее преступление. И они не ошиблись.

Окончание материала в следующем номере.

Автор: Владимир МАТЮШКИН