Понедельник, 23 декабря 2024

Анна Мельникова

Будни и чудеса сельского батюшки

19 лет отец Владимир занимается восстановлением церкви Успения Пресвятой Богородицы в Любытине.

Фото: автора и nord-ursus.livejournal.com

Когда большой храм испытывает силы священника

Жизнь деревенского батюшки всегда на виду — все знают, где и как живёт его семья. Пожалуй, и для него самого сельский приход — проверка на прочность: моральный авторитет в небольшом приходе одной проповедью не завоюешь. Давно известно, что вера без дел мертва.

И пример жизни любытинского священника Владимира КОНСТАНТИНОВА — ещё одно подтверждение этой христианской истины.

«Храм вашего прихода»

Храм Успения Пресвятой Богородицы при въезде в Любытино внезапно поражает своими красотой и величественностью, необычным для здешних просторов стилем ампир. Недавно в жизни его прихода произошло два примечательных события. В конце прошлого года в церкви появился «электронный звонарь». Теперь семь её колоколов приводятся в движение с помощью механизма, установленного на первом этаже. В одном положении тумблера раздаётся благовест, в другом — колокольный звон к литургии. Всего устройство «знает» 14 мелодий — надо лишь нужную кнопку включить.

Только чтобы покрасить здание храма, нужна уйма сил и денег

Впрочем, электронная новинка — не столько дань технологической моде, сколько необходимость. Обязанности пономаря исполняла долгое время женщина, которой далеко за восемьдесят. Среди мужчин на церковную должность в сельском приходе желающих найти не удалось. Подниматься по крутой лестнице на верхотуру пожилой даме было совсем не просто. Поэтому, когда отцу Владимиру фирма по производству систем автоматического звона предложила оплатить «электронного звонаря» в рассрочку, батюшка долго не раздумывал. Единственный минус технического чуда: если по какой-то причине пропадёт свет — работать оно уже не сможет. И всё же с электроникой стало намного удобнее, не сомневается отец Владимир.

Ещё одна его радость — наконец-то воскресная школа после ремонта обрела своё постоянное место, в бывшем доме священника, рядом с церковью. А до этого актив прихода организовывал свои встречи и в самом храме, и в читальном зале библиотеки. Батюшка рассчитывает, что в воскресной школе будут проводиться не только уроки православия для детей, она станет чем-то вроде клуба для взрослых, в котором за чашкой чая люди будут предлагать, что в приходе нужно сделать в первую очередь. «Я всегда объясняю людям, что храм — не мой, это храм вашего прихода. Молитесь, собирайтесь и решайте вместе его вопросы», — говорит священник.

Маленький посёлок — в большом расколе

Настоятелем Успенской церкви отец Владимир Константинов был назначен девятнадцать лет назад. Здесь он оброс большой семьёй: помимо двоих родных сыновей вместе с матушкой они воспитали ещё шесть приёмных детей.

И, наверное, храму, построенному в XIX веке на деньги местного помещика полковника Александра Ханыкова и пришедшему в полный упадок в ХХ веке, нужен был священник, за плечами которого тоже имелась военная служба. В деле восстановления самыми необходимыми качествами характера становятся дисциплинированность, строгость и даже смелость.

— Помню, как в начале 2000-х к храму подъехало несколько машин с питерскими номерами, из которых вышла молодёжь с банками пива. И прямо на ступеньках храма она решила устроить себе веселье с плясками, — священника до сих пор переполняют возмущение и раздражение. — Выбежал к ним, внутри всё клокочет, все их банки ногой с лестницы скинул. Говорю им: «Что ж вы храм оскверняете, как до дома после этого доберётесь? На дороге всякое может случиться». Они свой мусор быстренько собрали и уехали. А хулиганов я никогда не боялся. В 90-е годы, когда ещё не был священником, мог и бандитов на место поставить.

Храм Успения, который в советские годы использовался под мастерские, отец Владимир застал уже под куполом с крестом. Восстановлением церкви начал заниматься священник Николай Балашов, выпускник Московской и Санкт-Петербургской духовных академий. Сейчас он в сане протоиерея в Московском патриархате занимает должность заместителя председателя отдела внешних церковных связей. Много ездит по миру с патриархом Кириллом, но, как отметил отец Владимир, любытинскую землю не забывает, отдых свой после длительных командировок предпочитает проводить в Никандрове.

То, что отца Николая Балашова назначили на приход в Любытино, произошло, конечно, не случайно. Именно благодаря его грамотному подходу в посёлке удалось ликвидировать так называемый «любытинский раскол». В конце 90-х годов районный центр неожиданно оказался территорией конфронтации Русской Православной Церкви за границей с Московской патриархией. Страсти тогда бушевали нешуточные, вспоминает сельский батюшка. Пришлось даже к помощи милиции прибегнуть. А всё потому, что первый священник Любытина отец Тимофей, находившийся в юрисдикции РПЦЗ, не желал признавать Московскую патриархию и оставлять здание церкви.

— Противостояние — в прошлом, мирно живём. Теперь же Русская Православная Церковь за границей объединена с Московским патриархатом. Бывает, что отец Тимофей на службу в храм приходит, но покаяния он так и не совершил, — сообщил отец Владимир Константинов.

Предсказание старца Николая Гурьянова

Священником Константинов был не всегда. После армии устроился в Боровичах водителем в военизированную пожарную охрану. Признаётся, что тогда они с супругой были относительно верующими, в церковь ходили в основном по праздникам.

— Работал я сутки через трое, нужна была ещё подработка. Узнал, что архимандриту Ефрему (в настоящее время — епископ Боровичский и Пестовский. — Прим. автора) требуется водитель. Тогда у него запорожец был, возил его в Пестово, Мошенское, Валдай, Любытино, Новгород. На клиросе пробовал петь, голос у меня с детства хороший. Но в том, что я священником стал, без чуда не обошлось, — уверен батюшка.

В 94-м с супругой и маленьким сыном он отправился в путешествие по святым местам Псковской области. В Михайловском соборе Псково-Печерского монастыря две паломницы из Риги предложили съездить вместе с ними на Остров-Залит к старцу Николаю Гурьянову. И, не стал скрывать отец Владимир, отправился он к нему с большим сомнением и без единой задней мысли.

— Приехали мы на такси в деревню Толба, смотрим, у берега всего один грузовой кораблик. Покричали, но никто нам с него не ответил. Ну что, надо возвращаться. Вдруг видим, бежит человек к нам, представился: «Я — моторист. Садитесь быстрее, я вас ждал». Удивились: мы-то — люди случайные. Добрались до острова и узнаём, что старец приболел и никого не принимает. Что делать? Передали ему угощение: изюм, растительное масло, ещё какие-то продукты. А спустя немного времени нам сообщают, что он всё-таки выйдет к нам. Сын играл с другими детьми где-то вдалеке. Николай Гурьянов нас с супругой и спрашивает, почему мы не венчаные. И, показав на нашего ребёнка, сказал, что он тогда как незаконнорожденный. И, что самое удивительное, обращался он к нам по именам. Я сначала подумал, что он на моей ладони наколочку с моим именем увидел, — священник показал место с выведенной татуировкой. — Но он и матушку мою по имени назвал. А потом и говорит, что в следующий раз я к нему уже священником приеду.

Молитвы и трудности

В общем, как предсказал старец, так и сложилась дальнейшая судьба отца Владимира. Через два года в священники его рукоположил владыка Лев и назначил его на приход в Перёдки.

— А там такая была беднота. Нам даже нечего было поесть. Молились Спиридону Тримифунтскому, который помогает тем, у кого финансовые проблемы. И вот звонок в дверь, приходит наш знакомый, пьяница из пьяниц, и возвращает долг, про который мы и забыли. Или приглашают освятить квартиру в новостройке, а там неожиданно ещё несколько жильцов просят провести обряд, — по-простому и искренне объясняет батюшка, как преодолеть житейские трудности.

Но, как говорится, на Бога надейся, а сам не плошай. В планах у батюшки — продолжить ремонт любытинского храма. Хочет он с внешней стороны алтарной части здания церкви, как это было первоначально, установить колонны. Да и в целом привести строение в порядок не помешало бы. Но главная забота священника на данный момент времени — заказать новый резной иконостас. Тот, что есть сейчас, по его словам, ненастоящий. Делали алтарную перегородку десять лет назад, украшали её потолочными розетками из пенопласта.

— При восстановлении стен храма мне помогал предприниматель Виктор Васильевич Савенков. Чтобы на пол доски в нём постелить, я нашёл другого предпринимателя. На паникадило средства собрали бизнесмены, занимающиеся лесом. Причём я им сказал, чтобы они сами выбрали и заказали понравившуюся им люстру. Так потихоньку дело и двигается.

* * *

Есть в Любытине ещё одна каменная церковь — в бывшем соборе Рождества Пресвятой Богородицы располагается районный дом культуры. Батюшке такое использование храма, естественно, не нравится. Не для увеселения его сооружали. Отец Владимир надеется, что для ДК построят современное здание, тем более что место для него в посёлке уже присмотрено. «Хватит ли сил тогда восстановить этот огромнейший собор?» — интересуюсь я у него. Батюшка почти шёпотом отвечает, что не знает. Но спустя мгновение чётко произносит, что с Божьей помощью всё получится.