Пятница, 22 ноября 2024

Людмила Данилкина

Модель его жизни

За 31 год через кружок Гаранина прошли сотни мальчишек и девчонок, а сделанных их руками кораблей хватит не на одну флотилию

Фото: автора

В детстве увлёкшись историей, он сделал её своим делом

Знакомьтесь, Алексей ГАРАНИН. В Хвойнинском районе его знают как талантливого педагога и увлечённого судомоделированием мастера, передающего навыки детям. Он 31 год назад пришёл в школу посёлка Юбилейный учителем истории и продолжает в ней трудиться по сей день...

Из истории вопроса

— Моя родовая деревня — Перфильево. Сейчас там в основном дачники живут, а когда-то она большая была. Так вот мужиков в нашем селе называли «турками», а в соседнем — «греками». Причем коренные жители были, по большей части, смуглые, мужчины могли похвастаться шикарными усами. Помню с детства своего деда, 1903 года рождения. Всё пытал его, почему именно так про деревенских говорят. Он мне отвечал, что когда ему было столько лет, как и мне, он тот же вопрос задавал своему деду... То есть «турки» и «греки» прижились в нашей округе очень давно, — начинает разговор Алексей Николаевич. — Много позже я раскопал историю местного помещика, в которой, возможно, и кроется причина появления иноязычных пришельцев в нашей глубинке.

Собеседник говорит, что своей тягой к истории он как раз и обязан «туркам» и «грекам». Да еще Петру I, про которого уже в младших классах прочитал всё, что удалось найти. Основатель Санкт-Петербурга заразил Лешу Гаранина морем и судостроительством.

— Я стал делать модели кораблей. Начал с парусника «Орел» — это первый в России фрегат западноевропейского типа, построенный в 1669 году, при Алексее Михайловиче. Модель была бумажная — купил готовый набор за 90 копеек, — вспоминает Алексей Николаевич.

В средних классах Алексей уже выделял для себя что-то одно — мировая и отечественная история вообще и история флота в частности шли на равных. Что же касается макетов кораблей, то старшеклассник Гаранин вел в своей школе кружок судомоделирования.

— Тяга к морю и к истории была одинаково сильной, но пришлось после окончания школы выбирать. Поступил в Новгородский пединститут на истфак. Однако через год забрал документы. И подал в военно-морское училище. Правда, и оттуда ушел, потому что понял, что жизнь по приказу — это всё же не мое, — рассказывает о своих поисках Гаранин. — Отслужил в армии, но не на флоте, а в ракетных войсках. После демобилизации вновь поступил в Новгороде на тот же факультет, который успешно закончил, правда, заочно, поскольку работал уже учителем истории в школе в Юбилейном. И как только начал трудиться педагогом, сразу же организовал судомодельный кружок.

Целая флотилия

Как специалиста Алексея Николаевича вполне устраивает учебная программа по истории. Говорит, что за 30 лет её как только не видоизменяли, но основное содержание — то же. Гаранин убежден, что знания детей о событиях прошлого зависят в первую очередь от таланта преподавателя подать их нескучно, а во вторую — от настроя самих учащихся, от их желания анализировать большой объем информации.

— Ко мне в кружок судомоделирования приходят далеко не все отличники. Поначалу ребятам просто хочется своими руками собрать копию корабля. По ходу занятий, когда показываю им, как делать детали, рассказываю ещё и об истории флота, которая неотделима от истории нашей страны. Моя цель — зацепить их и судомоделированием, и событиями российского прошлого настолько, чтобы они и в будущем не растеряли интерес. Среди моих кружковцев есть историки, моряки, люди гражданских профессий, которые сейчас сами не собирают модели, но продолжают, в качестве хобби, чертить их на бумаге, — говорит собеседник.

За 31 год через кружок Гаранина прошли сотни мальчишек и девчонок, а сделанных их руками кораблей хватит не на одну флотилию. Когда встает вопрос о новом макете, наставник всегда своим ученикам предлагает несколько вариантов. Главные критерии отбора, которыми он руководствуется, — сложность сборки, интересная история судна и отсутствие большого количества его стендовых копий, чтобы не было соблазна подглядеть. Точно так же Алексей Николаевич, очень известный на сегодняшний день в России мастер, отбирает и те модели, что делает сам. Сейчас вот корпит над бронепалубным крейсером «Аскольд», который участвовал в Русско-японской и в Первой мировой войнах и входил в состав 1-й Тихоокеанской эскадры, базировавшейся в Порт-Артуре.

— В процессе работы над моделью, а это, как правило, несколько месяцев, мы с ребятами изучаем всю подноготную судна — от того, с какой верфи сошло, какое вооружение имело и как оно менялось, от истории жизни и службы капитанов до фактов о том, какие еще корабли потом носили такое же название, — объясняет детали образовательной деятельности кружка Гаранин. — То есть дети параллельно с моделированием еще и исследовательской деятельностью занимаются, а этот навык им в дальнейшей жизни очень пригодится.

Понятно, что юным судомоделистам хочется свои корабли не только друзьям и родственникам показывать, но и в конкурсах поучаствовать. Гаранин дает им такую возможность, хотя, по его словам, сейчас не так уж и много на Северо-Западе подобных мероприятий для школьников проводится.

— Несколько лет назад заявились мы на патриотический конкурс «Морской венок славы», который был посвящен Чесменскому сражению. И в процессе подготовки вышли на историю дворян Коковцевых, которые некогда владели деревнями под Боровичами, включая наши хвойнинские, в том числе и Перфильево. Мои предки до пятнадцатого колена были крестьянами и крепостными у Коковцевых тоже, — рассказывает историк. — Нас особо заинтересовал Матвей Григорьевич Коковцев, военно-морской деятель, разведчик, первый русский африканист. В начале нашей беседы я сказал, что, возможно, нашел ответ на то, почему мужиков называли «турками» и «греками». Так вот думаю, что руку к этому приложил именно Матвей Григорьевич. Он был участником Чесменского сражения и Русско-турецкой войны. Не исключено, что по её окончании он привез с собой пленных, которых поселил в деревнях, принадлежавших ему. Они обжились там, пустили корни, привнесли свои обычаи. И именно этим, согласитесь, вполне можно объяснить то, что долгие годы, приходя в гости, перфильевские мужчины не на лавках в избе располагались, а сидели просто на корточках — как турки... Мы с учащимися после всех изысканий в нашем школьном музее оформили отдельный стенд, посвященный Коковцевым и в особенности — Михаилу Григорьевичу. Детям данная работа показала, насколько история большого государства Российского может быть связана с их малой родиной.

Образование основное и дополнительное

Алексей Гаранин трудится учителем истории и обществознания в средней школе и педагогом дополнительного образования в Доме детского творчества Хвойнинского района, при котором и действует кружок судомоделирования. И даже летом, хотя официально — в отпуске, продолжает собираться с ребятишками и помогает им делать корабли.

Как раз когда мы разговаривали, к наставнику заглянул пятиклассник Антон ЕКИМОВ (на фото), ставший бронзовым медалистом прошедшего в июне в Санкт-Петербурге конкурса по стендовому судомоделизму на Кубок университетов.

— В этом состязании мы участвуем уже пять лет. И не раз получали призовые места. Соревнование — высокого уровня, конкуренты — более чем достойные, в этом году было 144 участника из разных стран мира, — говорит Гаранин. — Антон шел в возрастной группе до 18 лет, то есть ему, пятикласснику, пришлось соревноваться в том числе со студентами и курсантами военно-морских училищ. Так что его третье место за модель атомного ледокола «Ленин» говорит об отличном качестве работы.

Сам Антон сказал, что Кубок университетов — первый его конкурс. И что сейчас дома, на каникулах, он взялся за новую модель, по поводу которой и пришел посоветоваться.

В завершение разговора Алексей Николаевич посетовал, что система технического образования детей полностью ещё не восстановилась после её развала в 1990-е годы. По мнению Гаранина, кванториумы хороши, но они должны быть не только в крупных межрайонных центрах, но и в каждой школе. Педагог надеется, что через несколько лет так оно и будет.

Ну а пока историк и мастер судомоделирования готовится к новому учебному году в школе и в кружке. Одно без другого он не представляет.

Алексей Гаранин:

— Тягой к истории обязан Петру I, про которого ещё в младших классах прочитал всё, что удалось найти. Основатель Санкт-Петербурга заразил меня морем и судостроительством.