Понедельник, 23 декабря 2024

Анна Мельникова

Наблюдения балетмейстера

Фото: Анны МЕЛЬНИКОВОЙ

Полвека хореограф Владимир Откидач преподаёт искусство танца

В Новгородском областном колледже искусств имени Рахманинова преподавателя хореографических дисциплин, заслуженного работника культуры РФ Владимира Сергеевича ОТКИДАЧА называют легендой. Он учит студентов танцам с первого дня открытия училища культуры в 1970 году. Одновременно педагог почти 25 лет служил балетмейстером в известном на весь мир ансамбле «Садко».

«Сопка на сопку»

Владимир Сергеевич родился во Владивостоке. Его мама трудилась продавцом, а папа был одним из одиннадцати выживших бойцов батальона морской пехоты, участвовавшего в Сталинградской битве. Получив ранение в голову, отец долго лечился. После войны он устроился электриком, а по вечерам работал киномехаником, поэтому у маленького Владимира всегда имелась возможность попасть на последний сеанс и увидеть фильмы о красивой жизни. А между тем его реальная — была не всегда сытная, приходилось в ней и постоять за себя.

— Случались драки, когда сопка на сопку, улица на улицу шла. Но кто упал, того не трогали, — вспоминает Откидач.

В детстве он серьёзно занимался боксом, а вот танцы появились в его жизни неожиданно. В школе объявили, что мальчишек будут подстригать наголо. И чтобы избежать этой участи, он решил прогулять уроки:

— Надо было чем-то себя занять, вот и зашёл в Дом культуры, там меня увидел педагог, пригласил на занятия. Уже через полгода меня взяли в старшую группу. А спустя ещё некоторое время в составе коллектива я отправился на свои первые гастроли по Дальнему Востоку, — сообщил хореограф.

После десятого класса он поступил в культпросветучилище в Уссурийске и окончил его за полтора года, а потом была армия. Но одно из поворотных событий в его жизни произошло, когда он работал на заводе. Причём артистическую карьеру не бросал — с концертной бригадой Приморской краевой филармонии выступал на китобойных и рыболовных судах Тихого океана. Про то, как в шторм ему доверяли штурвал корабля, Владимир Откидач рассказывает с таким же удовольствием, как и про композиции в танце:

— Рабочие моего цеха решили мою судьбу. Я был на распутье: или уехать в Ленинград учиться на инженера, или попробовать поступить в Московский институт культуры. И они убедили меня поехать в столицу. А директор завода вручил мне конвертик с 400 рублями на тот случай, если я провалю экзамены. Тогда деньги пригодились бы на обратный билет.

Москва — Новгород

К счастью, Владимир успешно выдержал все испытания и стал студентом одного из престижных вузов Советского Союза. Педагогами будущего хореографа были известнейшие люди страны. Например, русский танец ему преподавала балетмейстер хора имени Пятницкого Татьяна Устинова.

С дипломом на руках по специальности «Режиссёр балета» Владимир Сергеевич мог выбирать из 18 учебных заведений, где ждали молодых специалистов.

Возможно, новгородское училище культуры ему стало интересно, потому что оно ещё только создавалось.

— Здание на проспекте Ленина, нынешней улице Большая Московская, даже не было достроено. Вместе с тогдашним начальником городского отдела культуры я осматривал его помещения. И по моей инициативе стену между двумя классами снесли, чтобы освободить место под репетиционный зал, — Владимир Сергеевич обводит взглядом аудиторию, где проходит наш разговор, и продолжает. — Конечно, я спросил, где буду жить. У меня уже была семья: супруга и двое маленьких детей. И начальник кивнул в сторону окна, за которым виднелись четыре столба под будущее строительство пятиэтажки.

Новоселье коллектив училища справил только в октябре. А до этого Откидач вместе со студентами и другими педагогами ездил на помощь колхозникам — собирал картошку. Но после обязательной трудовой повинности находил время для занятий со студентами.

Любимая кадриль

Когда я спросила Владимира Сергеевича, как бы он сам себя охарактеризовал как педагога и в чем его профессиональная методика, он взял небольшую паузу.

— Один раз пришлось применить даже физическую силу, когда студент не мог сделать элемент правильно. В хореографии можно учить только кнутом и пряником, чтобы не получить эгоиста, — уверен преподаватель. — Двигаться надо от простого к сложному. Бывало, что мои студенты испытывали трудности со мной. Я покажу им какую-нибудь придуманную мной комбинацию, а уже на следующий день работаю над новой, поэтому ребята приходили в училище в семь часов утра, чтобы успеть отрепетировать движения.

Настоящий танец должен быть инструментом для воспитания подрастающего поколения.

Владимир Откидач сочинил несколько десятков хореографических постановок. Самые удачные, по его мнению, те, что были созданы на основе новгородских фольклорных танцев. В поисках материала он объездил всю область.

https://novvedomosti.ru/images/photos/83-824-44.jpg
Самые лучшие танцевальные номера Владимир Откидач подготовил на основе фольклорного материала. Фото из архива Владимира Откидача

— У нас кадриль пятифигурная, а не шестифигурная. Основное её движение — скользящий ход. Чёткий удар каблуками, но корпус тела остаётся спокойным. Юноша пляшет горделиво, девушка — скромно и изящно. Помню, в Старую Руссу приехал, а мне говорят: «Посмотрим, как ты кадрили умеешь танцевать». И на четвёртой фигуре согласились, что танец у меня получается.

Без внимания новгородского хореографа — а надо сказать, он возглавлял жюри многих танцевальных конкурсов — не остаются современные танцы. Смотрит передачу «Танцы на ТНТ», но с сожалением замечает: «Сейчас почему-то всё больше по сцене ползают, а раньше, напротив, вверх тянулись». Да и новые условия обучения танцам принимать не хочет:

— Во время урока мне должен помогать аккомпаниатор, он задаёт ритм. Учиться под фонограмму нельзя, она предназначена для состоявшихся коллективов. Но на нашем отделении колледжа всего один баянист остался. Беда сейчас с аккомпаниаторами.

«Садко», который мы потеряли

В 1970-м Владимира Сергеевича пригласили на должность балетмейстера ансамбля «Садко», артистами которого были рабочие и специалисты завода имени Ленинского комсомола, а также студенты профтехучилища. В Коломенском, когда новгородцы выступали на одной сцене со знаменитой «Берёзкой», величайший хореограф ХХ века Игорь Моисеев отозвался о «Садко» как о великолепном коллективе. Как отметил Владимир Откидач, отличала ансамбль сплочённость, где друг к другу относились с преданностью.

«Садко» гастролировал по стране, а также за рубежом — свою программу он показал не меньше чем в 30 странах. Самой дальней точкой, где Откидач оказался со своим ансамблем, стали США. Там балетмейстеру из Новгорода предложили переехать в Америку.

— Дом давали, зарплату — 200 долларов в час. Но я сразу почувствовал, что работать там можно, а жить нельзя, — объяснил он причину, почему не согласился поменять место жительства. — Мне кажется странным, когда в ресторане каждый расплачивается сам за себя. Они живут разобщённо. В нескольких километрах от Чикаго, где были организованы наши гастроли, располагались картонные трущобы.

В 1990-е предприятие уже не могло поддерживать «Садко», да и городская власть устранилась от его проблем. В результате ансамбль распался на три коллектива.

Главное — работа

Владимиру Сергеевичу 80 лет, хотя больше 65 ему не дашь. Курить бросил ещё в 1976 году. Он в хорошей физической форме. Говорит, что никаких особых усилий к этому не прилагает. Но здоровье его однажды подвело. Во время Олимпиады в Москве, когда он был заместителем её главного режиссёра и отвечал за проведение 38 концертов, из-за перегрузки его сразил инфаркт. Тогда понял: чтобы не доводить себя до такого состояния, нужно высыпаться и отдыхать.

— Очевидно, меня работа спасает. Человек должен работать всю жизнь. А государство, если у человека потеряна востребованность, должно найти ему что-то, чтобы он снова стал нужным. И всё будет в порядке.