Воскресенье, 28 апреля 2024

Анна Мельникова

Культура любви

28 лет Ирина Речкина поддерживает творческий огонь в очаге культуры села Грузино.

Фото: из архива Грузинского ЦНТД

Отношения с селом Грузино Ирина Речкина оформила сразу и навсегда

Наша симпатия к месту формируется так же, как к человеку, нередко безотчётно. Вот нравится — и всё, и даже анализировать не хочется, почему возникло притяжение.

Девушка из Сибири

Когда Ирина Ивановна РЕЧКИНА, заведующая Грузинским центром народного творчества и досуга (ЦНТД), впервые оказалась в Грузине (а случилось это летом 1992 года), её подкупили здешняя природа, открывшиеся с моста виды на берег Волхова, незамысловатый сельский пейзаж. Девушку ждали в местном Доме культуры, ведь по распределению её направили в Чудовский район. Приехала она из большого города — Новосибирска.

— Увидела вплотную стоящие деревянные домики и подумала, что я хотела бы жить в таком же. Потом уже разглядела, что это — сараи для скотины. Въехали в село, а тут и пятиэтажки, и огромный, недавно построенный Дом культуры с колоннами, — вспоминает Ирина Ивановна. — Это было лучшее село, что я видела. Я до сих пор считаю, что никакое другое с ним не сравнится. А какая у него богатая история!

Сейчас величественное советское здание Грузинского ЦНТД для села кажется великоватым, а на закате Советского Союза оно такого впечатления не производило. Под руководством Речкиной работали 20 сотрудников, в настоящее время — двое. О проведённой реорганизации, когда ДК потерял самостоятельность, она не хочет говорить, но чувствуется, что она непросто ей далась:

— Справляемся и в новых условиях не хуже, чем когда коллектив был большой. Надо просто качественно и честно выполнять свою работу, несмотря ни на какие обстоятельства. Участвуем в грантовых конкурсах, создаём проекты, обновляем материально-техническую базу. Нужно уважать себя и свою профессию, чтобы не было стыдно.

В этом году Ирина Речкина победила в конкурсе министерства культуры области в номинации «Лучший работник культурно-досугового учреждения, находящегося на территории сельского поселения».

От крестьянской избы до графской усадьбы

Известно, культработник на селе — и швец, и жнец, и на дуде игрец. Впрочем, особая гордость Речкиной — открытые в Центре этнографическая экспозиция «Русская крестьянская изба» и кружки, в которых дети узнают традиции ремесленной культуры.

— Мы проводим праздники народного календаря, мастер-классы, в том числе и выездные по детским садам и школам: «Традиционная обрядовая кукла», «Роспись по дереву». Я веду кружок «Глиняная игрушка». Лепить из глины фигурки, посуду, крутить гончарный круг было моей мечтой детства. Голубую природную глину заготавливаю сама, благо знаю, где её можно у нас в окрестностях найти.

Если бы не вмешался его величество случай, Ирина Ивановна, возможно, и не стала бы культработником, организатором массовых и камерных мероприятий. После школы она планировала подавать документы в технический вуз. Конечно, артистизм ей был присущ: она и танцами занималась, и на народных инструментах играла. Но в силу молодости, как призналась Ирина Речкина, не понимала, что творческим профессиям надо тоже учиться:

— Моя подружка хотела поступать в Новосибирское культурно-просветительское училище, и я решила пойти с ней за компанию. Подхожу к стендам у приёмной комиссии и читаю информацию о том, какие имеются отделения. Хореография, библиотечное дело — не нравятся, а вот режиссёрское — попробовала бы. Захожу в аудиторию, читаю стихотворение и получаю за экзамен «пять», а раз так, надо двигаться дальше.

А после училища был Алтайский институт культуры. После его окончания Ирина уехала в Новгородскую область, где у неё были родственники. Так девушка начала самостоятельную жизнь вдали от родителей. В Грузине вышла замуж, родила двоих сыновей и стала его немаловажной частью благодаря умению создавать односельчанам праздники.

— Рабочий день культработника не укладывается в отведённые часы, мои мысли всегда заняты мероприятиями, сценариями. Поскольку мы проводим ещё экскурсии, посвящённые историческому прошлому села, то могут в любое время позвонить из турфирм, — говорит Ирина Ивановна. — С годами я стала терпеливой. К намеченной цели надо двигаться маленькими шагами. Стараться впустую ничего не делать. Научилась экономить не только материальный ресурс, но и людской, бережно относиться к творческому потенциалу.

Одна из заслуг заведующей — создание в Грузинском ЦНТД музейной комнаты, где хранятся предметы, относящиеся к утраченным строениям усадьбы и парка начала XIX века Алексея Аракчеева. Частые гости здесь — туристы из Санкт-Петербурга.

Ирина Ивановна не сомневается: имя Аракчеева может сделать село местом туристической привлекательности. Благодаря инициативной группе, в которую она тоже входит, потихонечку восстанавливается графский парк. Есть проект по его благоустройству с дорожками, фонарями, лавочками, с установкой цифровой системы навигации, чтобы с помощью смартфона человек получил представление о том, какой усадьба была раньше.

* * *

Туристам, приплывшим в Грузино по Волхову, в селе проведут экскурсию, устроят мастер-класс, организуют чаепитие. Увеличится их поток, и у ЦНТД наверняка появятся новые направления работы, сотрудники и дополнительная востребованность. На это и надеется Ирина Речкина.