Воскресенье, 22 декабря 2024

Василий Дубовский

Умение понять

Любовь Митрофановна проработала в Новгородских реставрационных мастерских 40 лет.

Фото: НГОМЗ

Архитектору-реставратору Любови Шуляк — 125

Она говорила, что памятники — это её дети, которых она нянчила и выхаживала. Её дети — храмы. И, боже, как же их много!

Церкви Николы на Липне, Феодора Стратилата на Ручье, Спаса Преображения на Ильине улице, Иоанна Богослова на Витке, Апостолов Петра и Павла в Кожевниках, Димитрия Солунского… А сколько ещё шедевров новгородского зодчества, где Любовь Митрофановна, не являясь автором проекта восстановления, однако же принимала участие в их судьбе! А гражданская архитектура XVIII–XX (начало) веков — огромный список из 189 памятников, выявленных ею? А археологические исследования, которые она также проводила? А целая плеяда подготовленных реставраторов? И какие имена: Григорий Штендер, Леонид Красноречьев, Нинель Кузьмина.

Удивительно, как много может успеть человек. Удивительная женщина — сильная, талантливая, красивая.

Кавалер ордена «Знак Почёта», почётный гражданин Новгорода (ещё советского), лауреат Государственной премии России. Принять последнюю из наград лично Любовь Шуляк уже не могла. В 1996 году, преодолев столетний рубеж, она ушла. До последних дней сохраняла ясность ума.

В январе 1995-го она дала большое интервью международной женской газете «Вера. Надежда. Любовь», сказав, в частности, что реставрация — «это умение по подчас незначительным, едва уловимым признакам, но в то же время с документальной и научной точностью воссоздать первоначальный утерянный облик, это умение понять его, умение проникнуться его духом...».

Мы, живущие ныне, в явном большинстве своём видели послевоенный Новгород только на фотографиях. И чем дальше прошлое, тем сложнее «понять» и «проникнуться».

Вот как было «воссоздать»? Буквально из руин. В немыслимые сроки. При жутком напряжении сил. Ведь это был подвиг! Трудовой, интеллектуальный, духовный.

Чтобы помнили, надо напоминать. Под самый Новый год в Музее изобразительных искусств НГОМЗ была открыта выставка «И труд, и доблесть…», приуроченная к 125-летию со дня рождения Любови Шуляк. Представлены материалы научного архива из собрания Новгородского музея-заповедника, личные вещи Любови Митрофановны, государственные награды, книги из домашней библиотеки…

Личная готовальня Шуляк.

Она приехала в Новгород в начале мая 1946 года. По приглашению Сергея Давыдова, которому было суждено заложить фундамент школы научной реставрации. Вскоре после освобождения Новгорода Сергей Николаевич уже занимался спасением Софии. Новгородская реставрация начиналась с противоаварийных работ.

Рабочий кабинет реставраторов размещался на втором этаже Лихудова корпуса. Два чертёжных стола, пишущая машинка, шкаф, за ним — топчан Шуляк. Очевидная аскеза бытия. Но тогда на это смотрели другими глазами. Любовь Шуляк пережила ленинградскую блокаду. Вот справка (мы же на выставке) о перенесённом заболевании — дистрофии. После блокады картины из жизни Новгорода первых послевоенных лет (люди, ютившиеся в склепах, на кладбищах) не казались чем-то пугающим.

Она работала на руинах храма Спаса на Нередице. Понимая, что в завалах находятся фрагменты уникальной живописи. Хотя там вполне могла оказаться и невзорвавшаяся бомба. И было такое — нашли. Главным словом было «надо», которое, по Шуляк, есть дитя здорового духа.

Куратор выставки старший научный сотрудник НГОМЗ Людмила ЯКОВЛЕВА рассказала поразительную вещь: в 1988 году в возрасте 92 лет, будучи уже почётным гражданином, Любовь Шуляк обращается к городским властям с просьбой предоставить ей отдельное благоустроенное жильё. На тот момент она проживала в коммуналке! Любовь Митрофановна, будто в оправдание своей просьбы, сообщила, что имеет проблемы с соседями и что всё ещё пытается работать, хотя это трудно в данных условиях. Как такое вообще могло быть?! Наверное, это можно было бы объяснить как невнимательностью «чиновников», так и личной скромностью жительницы коммуналки Шуляк. Всю жизнь она была борцом за историю, за общее наследие на века, а вот за себя...

— Когда ей было сто лет, — говорит Людмила Яковлева, — то, конечно, не обошлось без расспросов о секрете долголетия. Она отвечала: «Не давать себе пощады!».

Сейчас как-то больше советуют беречь и лелеять себя любимого. Как и что сравнивать? Какой инструментарий у современного архитектора-реставратора и какой был у Шуляк? Вот её личная готовальня. И ещё один небольшой комментарий куратора выставки:

— Между прочим, в те времена вопрос о предоставлении готовальни хорошего качества обсуждался на уровне Главного управления по охране памятников в Москве. Одной!

Но в любое из времён у каждого из нас есть выбор. И «беспощадные» слова Шуляк — это слова Шуляк. Женщины с характером. Кто её в юности заставлял изучать физику и математику по курсу мужских классических гимназий? Сама так решила. Она обучалась в Рисовальной школе Императорского Общества поощрения художеств. В 1920-е закончила два ленинградских вуза, получив профессии археолога и архитектора. В Новгород приехала, будучи зрелым человеком и прекрасным специалистом. А профессией археолога в Новгородских реставрационных мастерских владела только она.

Возможно, в её целеустремлённой натуре было что-то от отца. Митрофан Яковлевич, будучи выходцем из простого сословия, получил образование военного врача и дослужился до чина действительного статского советника. Этот высокий чин давал право на потомственное дворянство.

Людмила Яковлева, куратор выставки: «За Любовь Шуляк говорят восстановленные ею памятники. Мы не всегда отдаём себе в этом отчёт, но они воздействуют на нас».

Кстати, в профессии врача и реставратора есть нечто общее, тот же принцип «не навреди».

О семье, о самом начале жизни Любови Митрофановны напоминают такие трогательные экспонаты, как крестильные чепчик и платьице конца XIX века.

Выдающиеся люди — тоже люди. Но когда мы говорим о них уже без них, это часто уходит в область значимых деяний. Можно долго перечислять таковые, а человек? Какою была в жизни Любовь Митрофановна Шуляк?

Рассказывает художник-реставратор Татьяна РОМАШКЕВИЧ:

— В мой первый рабочий день, мне тогда было 17 лет и я твёрдо решила стать реставратором, она взяла меня за руку и потащила на «чердак» церкви Петра и Павла. Там мы искали следы древних водостоков. И причём нашли. Всё, что я имею из основ реставрации, это — от Любови Митрофановны. Для нас она была как строгая мама. Она всех любила. Добрый, чуткий человек. А требовала одного — соответствия в профессии. Если ты хочешь заниматься памятниками древнего новгородского зодчества, то должен быть достоин этого наследия. Иногда она неожиданно открывалась нам с какой-то очень личной, очень человеческой стороны. Мне, например, она рассказала историю из своей школьной поры. Как она сидела у окна, готовясь к экзамену, и в этот момент мальчик, который ей очень нравился, бросил в неё горсть цветов сирени. Она их потом рассматривала: каждый цветок имел пять лепестков. На счастье!..

Ушедший 2021 год — это и 125-летие со дня рождения Любови Митрофановны, и 75-летие её приезда в Новгород, и 25-летие со дня кончины. Выставка «И труд, и доблесть…» продлится до 20 января, дня освобождения Великого Новгорода. Приходите. Просто для понимания.

Теги: Великий Новгород, Любовь Шуляк, реставрация, археология