Пятница, 22 ноября 2024

Анна Мельникова

Жираф с «пёрышками»

Куклы-пёрышки – создания для любования и игры.

Фото: из архива Марины Шевченко

Как куклы Марины Шевченко из Чудова рассказывают сказки

Марина ШЕВЧЕНКО, мастер авторской куклы, руководитель студии кукольного театра «Жираф» культурного центра «Светоч», родилась в южном Казахстане, в древнем, жарком Чимкенте. Сейчас этот город называется Шымкент. Там она окончила художественное училище имени Абылхана Кастеева, у неё появилась своя семья.

Ощущение дома 

Но в начале 2000 годов Марина вместе с семьей переезжает в Чудово. И хотя здесь её ждали совершенно другие традиции, климат, ритм жизни, по признанию женщины, именно в этом провинциальном городе она почувствовала, что добралась туда, куда ей надо, появилось ощущение дома. Возможно, не последнюю роль в этом сыграли природа и лес. Впечатление от них целиком и полностью совпало с теми образами, которые сложились у Марины в детстве, когда она читала русские народные сказки.

Тяга к искусству у Шевченко была всегда. Ребёнком любила рисовать, поэтому, наверное, впоследствии и выбрала профессию художника-оформителя. А ещё она хотела попасть на работу в кукольный театр, где с помощью рук актёров, ниточек и тросточек оживают неодушевлённые предметы. В Чудове, несмотря на то, что её профессиональный путь был долог и извилист — больше 10 лет она работала на заводе, всё же сумела реализовать свой творческий потенциал. Научилась создавать кукол и открыла пусть совсем маленький, но свой театр.

— Сразу после переезда меня взяли в Дом культуры художником-оформителем. А в городском молодёжном центре я организовала для детей кружок кукольного театра, где в основном мы ставили спектакли с использованием перчаточных кукол. Ко мне приходило много ребятишек, — рассказывает Марина. — Я всегда с удовольствием рассматривала журнальные картинки фарфоровых кукол в самых необыкновенных костюмах. Мне казалось, что их мастера, словно небожители, живут в каком-то придуманном мире, далёком от реальности. И я сама никогда не смогу сделать нечто подобное.

По-настоящему счастливой Марина себя чувствует, когда творит. Фото из архива Марины Шевченко

Дело мастера боится

Но однажды Марину Шевченко пригласили на учёбу в областной Дом народного творчества на курс известной новгородской художницы-кукольницы Ольги Олонцевой. Познакомившись с её работами поближе, Марина поняла, что человек сам себе ставит ограничения. На самом деле ничего не мешает воплощать любые формы кукол.

— Я начала делать куклы из папье-маше, пластика, текстильные. Пробовала совмещать в одной работе несколько техник. Мастеру нужно обладать множеством навыков: лепить, рисовать, шить, а также разбираться в исторической моде. А ещё уметь презентовать себя на выставках, а они могут как порадовать, так и не оправдать ожидания, надо держать связь с творческим сообществом, учиться у других мастеров, — говорит Шевченко.

Марина применяет разные материалы для изготовления кукол, но фольклорным, традиционным мотивам не изменяет. Они для неё — как корешок, основание, на котором строится её фантазия.

Марина применяет разные материалы для изготовления кукол, но фольклорным, традиционным мотивам не изменяет. Они для неё — как корешок, основание, на котором строится её фантазия.

В последние два года мастерица создаёт миниатюрных текстильных куколок размером не больше 10 сантиметров, объединённых каким-то сюжетом, например, рассказа или художественной картины. Каждый персонаж узнаваем. Если мужичок, то в его образе — картуз, ватничек, вышитая на лице борода, сапоги. Если девица, то — коса из шерстяной нитки, широкая юбка, душегрейка. Такие куколки много места не занимают. Достал их из шкатулочки — вот тебе целое представление, и даже не важно, где его можно сыграть: на столе, полу, скамейке…

В этой коллекции куколок, которые выглядят как обереги, и есть особый стиль Марины Шевченко. Они — лубочны, наивны и практически невесомы. За эту лёгкость мастер и дала им название — «пёрышки».

— Мне важны не только визуальные, но и тактильные ощущения от контакта с куклой, игрушками. Мне нравятся куклы, с которыми можно играть, носить с собой или просто любоваться, — делится мастер. — На выставках люди меня часто просят, чтобы я рассказала, что же связывает каких-то конкретных «кукол-пёрышек». Как правило, на автопилоте я это и делаю. И очень радуюсь, когда кто-нибудь из посетителей, рассматривая мои работы, начинает придумывать собственную историю.

Театр на ножках

Четыре года назад в «Светоче» она организовала кукольный театр. Вместе с детьми выбрали ему название — «Жираф». Как пояснила Марина, во-первых, в мультипликационных фильмах он всегда — положительный герой, весёлый и любознательный. Во-вторых, переносная сцена их театра, на длинных ножках, напоминает форму этого животного. С ней намного легче, чем с ширмой, устраивать гастроли. В доковидные времена юные артисты — а принимают в театр с третьего класса школы — успели показать свои спектакли в детских садах и библиотеке. Но пандемия здорово затормозила их творческие планы. И только сейчас «Жираф» потихонечку поднимается на ноги.

— За год перед пандемией мы отрепетировали четыре постановки по сказкам «Аленький цветочек», «Зимовье зверей», «Серебряное копытце», «Стойкий оловянный солдатик». Изготовили для каждой из них декорации и кукол: марионеток, перчаточных, планшетных, написали сценарии. Готовые тексты из Интернета нам не подошли, — вспоминает мастерица. — Наш театр — ярмарочного варианта, при всей своей компактности, а наши спектакли проходят на ограниченной площади, он позволяет выразить идеи сюжетов.

Чтобы не потерять наработанный материал, режиссёрские находки, Марина начала снимать на удалёнке видеоролики своих спектаклей. Записями делится в социальных сетях. Ей приятно, когда взрослые в комментариях пишут, что они посмотрели ролик вместе со своими детьми. Марина надеется, что её спектакли будут вызывать интерес не только у маленьких зрителей:

— Когда взрослый человек с удовольствием смотрит мультфильмы, спектакли по сказкам, это вовсе не означает, что он так и не стал зрелым. Это свидетельствует о том, что он сумел сохранить в себе ребёнка. Как-то раз на одном из спектаклей я услышала громкий мужской смех. Видимо, он принадлежал папам, которые привели своих детей на представление. Но именно на такую реакцию аудитории я и рассчитываю. Потом эти мужчины благодарили меня за полученные позитивные эмоции. Поэтому буду только рада, если к театру присоединятся взрослые.

Марина Шевченко уверена, что для человека важно проявить своё творческое начало. Во всяком случае, не дать ему зачахнуть. В те годы, когда она трудилась на производстве, ей хватало денег, могла позволить себе многое купить. Но вот парадокс: именно тогда, по её словам, она испытывала недовольство собой, неуверенность. И простое рукоделие помогало ей справиться с негативными переживаниями.

— Поэтому я всем советую: если что-то беспокоит, тревожит, начинайте творить — продумывать образ вещи или предмета, которые хотите сами сделать. Записывайте или зарисовывайте его. Ищите материал. И если найдёте то, что зацепит по-настоящему, то сами удивитесь, сколько у вас для этого появилось свободного времени. И не бойтесь, что с первого раза что-то не удалось. Путь к созданию стоящей вещи включает и несколько несовершенств.